Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Карл Росси

Парадная анфилада вдоль Невы

13.05.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В ансамбле центральных площадей города — Дворцовой, Адмиралтейской, Петровской (ныне Сенатской) и Исаакиевской — первое место по праву принадлежит Дворцовой — главной площади города. Величественная и прекрасная, она—одна из самых красивых в мире. Сколько бы мы на нее ни смотрели, она всегда вызывает восхищение. Но мы ее знаем после реконструкции, произведенной Росси.

История площади начинается с первых лет существования города, когда в 1704 году Петр I заложил верфь-крепость Адмиралтейство. В целях обороны крепость-верфь окружают земляными валами и рвами, заполненными водой, а со стороны суши открытым пространством — эспланадой. За ней начиналась жилая застройка. Первые жилые дома появились в 1710-х годах на месте существующего сейчас Зимнего дворца и вдоль изгиба берега Мойки, который и определил неправильные очертания площади. После заключения мира со Швецией (1721) эспланада теряет свое оборонное значение и превращается в луг, названный Адмиралтейским.

В 1732—1738 годах архитектор И. Коробов перестраивает Адмиралтейство, и увенчанный корабликом шпиль покрывается позолотой. Уже определившиеся к тому времени три основные лучевые улицы: Невская перспектива, Средняя перспектива — Гороховая улица и Вознесенская перспектива (ныне Вознесенский проспект) — приобрели достаточно выразительное архитектурное завершение.

Царский дворец и особняки придворных, возведенные вдоль Невы по северному фронту площади, неоднократно перестраивались, а в 1754 — 1762 годах архитектор Ф.-Б. Растрелли возвел на их месте существующий сейчас грандиозный Зимний дворец.

В связи со строительством дворца луг замостили. Так образовались площади, получившие название Дворцовой и Адмиралтейской. Хаотичная застройка вдоль берега Мойки совершенно не соответствовала великолепию дворца. Правда, по проекту Растрелли перед дворцом предполагался круглой формы парадный двор, окруженный колоннадами, а в центре его — конная статуя Петра I работы К.-Б. Растрелли. (Этот памятник был установлен в 1800 году перед главным входом в Михайловский замок, где находится и сейчас.) Однако пышную композицию, предложенную Растрелли, нельзя признать удачной. Это, в сущности, эффектная декорация, отделяющая дворец от города, а не архитектурное решение центральной площади его. Проект осуществлен не был, и площадь осталась неорганизованной.

Такая же попытка декорировать площадь относится к 1766 году, когда напротив Зимнего дворца сооружается временный амфитеатр для первой в России исторической карусели (военной конной игры наподобие рыцарских турниров).

В 1772 году архитектор И. Старов представляет проект оформления Дворцовой площади полуциркульной колоннадой, обращенной к дворцу. Как и Растрелли, он предлагал создать традиционный тогда усадебный парадный двор, а не открытую к городу площадь.

По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»

Фото Санкт-Петербурга

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх