Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Карл Росси

Площадь Ломоносова

25.07.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Впечатляет своими строгими формами и площадь Ломоносова. В комплексе с Театральной улицей она создает величественную панораму. Застройку площади, по замыслу Росси, формировали три корпуса — центральный против Чернышева моста с арочными проездами по оси и два симметричных ему, выходящих на Фонтанку. Единый дорический ордер объединяет застройку площади и улицы, а статуи между сдвоенными колоннами центрального здания и скульптурная композиция на его аттике (к сожалению, не осуществленные) как бы перекликались со скульптурами лоджии библиотеки. Они должны были подчеркивать композиционную связь театральной и предмостной площадей. Как удалось установить, первоначальная цветовая гамма ансамбля отличалась от современной. Все сооружения, как и на Дворцовой площади, были окрашены в светло-серый и белый тона, скульптуры тонированы под бронзу, а детали ограды Аничкова дворца позолочены. Такая цветовая гамма представляется более гармоничной, нежели существующая ныне. Наглядное тому свидетельство — серо-белая окраска библиотеки и павильонов, сохранивших свою первоначальную тональность. Желтый тон театра и корпусов, по сей день нарушающие архитектурное единство площади, появился позднее, так же как подобная окраска здания Главного штаба.

Композиция всего комплекса, его сооружений и их интерьеров основана на виртуозном сочетании двух простых приемов: контрастных сопоставлений и ритмических повторений однотипных элементов, и именно это придает ансамблю гармонию и художественную выразительность. Монументальный, компактный объем здания театра, его четкий силуэт и контрастные пропорции (1 : 4) особенно рельефны на фоне как бы распластанных по периметру площадей и улиц корпусов с их нейтральными горизонтальными членениями (2 : 3). Рустованный тяжелый низ зданий контрастирует с гладью стен верхних, словно более легких этажей. Спокойному общему решению сооружений противопоставляются их сильно акцентированные центры. Они обусловлены ролью зданий в ансамбле. Наиболее параден центр главного фасада театра, доминирующего в ансамбле. Центр фасада библиотеки, подчеркивающий вторую по значению композиционную ось комплекса, акцентирован сильнее, чем центр здания с арочными проездами на площади Ломоносова, находящегося на третьей оси. Центры остальных зданий ансамбля не выделяются. Прекрасно прорисованная скульптурная пластика и лепные детали сильного рельефа особенно выразительны на фоне глади стен. Тот же принцип сильных акцентов и нейтрального фона применен в интерьерах сооружений, и с особым искусством в зрительном зале театра. Эти контрастные сопоставления блестяще сочетаются в ансамбле с широким использованием унификации архитектурно-конструктивных элементов сооружения. Здесь Росси как бы заглянул в будущее, в нашу эпоху индустриальных методов строительства.

По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх