Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Почтовая станция в Пелле

02.12.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Ансамбль Пеллы мыслился в единстве с обширным пейзажным парком. И если сам дворец превосходил Царскосельский и другие резиденции, то можно себе представить, какие грандиозные задачи стояли перед паркостроителями. Есть сведения, что создание парка в Пелле связано с именем известного садового мастера Буша.

Письма Екатерины к Гримму свидетельствуют о предполагаемых интересных парковых сооружениях — обелисках в память победы над турками и беломраморных колоннах, проекты которых должен был осуществить Дж. Кваренги.

Был в Пелле и еще один интересный утилитарный комплекс — Почтовая станция, расположенная за речкой Войтоловкой. Строительство станции также подчеркивало назначение Пеллы как императорской резиденции, куда безостановочно должны были поступать все важнейшие известия и cooбщения.

Хотя ансамбль на протяжении XIX века подвергался значительным перестройкам, он все же давал представление не только о первоначальной объёмно-пространственной композиции, но и о раннем внешнем облике. Осенью 1941 года фашистские захватчики вышли к Неве в районе Ивановское — Пелла, заняли Мгу, Синявинские высоты и закрепились на них. Трагическая судьба постигла Почтовую станцию — ее превратили в руины. Но художественное значение станции несомненно заслуживает внимания.

На генеральном плане Почтовой станции в Пелле мы видим четыре квадратных в плане флигеля, расположенных по сторонам прямоугольника и объединенных оградой. При этом с трех сторон ограда подходила к строениям под прямым углом, а к главному зданию станции шла полукружьями. Этим приемом подчеркивалось место центрального объема станции, обращенного к Неве. Полукружья оград отходили и от внутренних углов главного корпуса. Они соединяли его с расположенным внутри комплекса служебным (конюшенным) корпусом, дугообразным в плане, В полукружьях оград, в разнообразных по конфигурации внутренних дворах Старов достигал удивительного пластического эффекта. Он использовал здесь испытанные, считавшиеся привычными приемы. Однако в общем композиционном строе они воспринимались словно музыкальные такты: павильоны с паузами – оградами подготавливали убедительное «forte» - главное здание станции.

Простые и ясные формы отличали внешний облик этого двухэтажного сооружения. Портик из четырех ионических колонн, увенчанных фронтоном, акцентировал среднюю часть. Пологий купол на квадратном барабане, венчающий композицию, придавал ей завершенность. В декоре фасада все просто и изящно — хорошо найденные оконные проемы без наличников, тонко прорисованная тяга большого выноса, проходящая между этажами, унизанный сухариками карниз. При этом скромном арсенале архитектурно-декоративных приемов и средств кажутся особенно выразительными колонны ионического ордера и венчающий композицию купол.

В ряду почтовых станций и дворов XVIII—XIX веков пеллинская по своей художественной значимости и функциональной продуманности занимает одно из первых мест.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх