Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Фомин

Попытка Фомина разработать национальный вариант модерна

14.02.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Отношения фактур и колорита развивали туже тему — светлый, чуть ноздреватый песчаник, из которого были сложены камины, сочетался с блестящими изразцами интенсивного красного тона; благородный серый клен мебели столовой соседствовал с нарочито грубым по фактуре кованым железом люстр; гладкие, почти ничем не украшенные стены завершались непрерывной лентой живописного фриза. Убранство интерьеров дополнялось исполненными по рисункам Фомина рельефами, вычеканенными из меди, бронзовыми декоративными статуэтками, керамической и стеклянной посудой.

Работы Фомина задали тон всей выставке, определили характер экспозиции. Современники справедливо отметили своеобразие, самобытность его художественного почерка, свободного от повторений западных образцов. В одном из обзоров московской выставки нового стиля критик, говоря об интерьерах И. А. Фомина, подчеркивал: Главное достоинство произведений этого художника состоит в стремлении создать новое, но не подражательное, а свое, национальное русское искусство... в весьма талантливой модернизации русского стиля...

Все сделанные им камины, люстры, стулья, столы, шкафы по форме и орнаменту весьма близки к старинным образцам, и во всех них проглядывает наивное народное творчество, но он не копирует рабски старины, а сохраняет только дух пережитых эпох и создает вещи, вполне отвечающие требованиям современного искусства.

Прогулки по Санкт-Петербургу

Попытка Фомина разработать национальный вариант модерна — вот что показалось современникам особенно интересным на московской выставке архитектуры и художественной промышленности.

Интерес И. А. Фомина к проблеме национального стиля отнюдь не был случайным. Об этом свидетельствуют несколько архитектурных проектов, созданных им вскоре после выставки 1902 года (они остались нереализованными). В отличие от мастеров русского стиля конца предыдущего столетия Фомин пробует придать архитектуре национальный характер не столько при помощи деталей, заимствованных из прошлого, сколько трактовкой формы в целом, вызывающей зрительные ассоциации с определенными памятниками древнего зодчества. Из этих проектов наиболее интересен проект дома-особняка художника К-а в Крыму.

Применив здесь характерный для модерна свободный асимметричный план, архитектор так же свободно скомпоновал объем здания, состоящий из двух разновеликих частей. Окна большинства помещений обращены в сад. Уличный фасад представляет собой гладкую оштукатуренную плоскость, на которой яркими, контрастными пятнами выделяются немногочисленные проемы — маленькие окошечки одной из комнат и лестничной клетки и более крупные окна мастерской под самой кровлей. Контраст усиливается благодаря применению узорных наличников и настенной живописи. Самое звучное цветовое пятно — роспись стены над входом в дом, куда ведет широкая наружная лестница.

Русский характер композиции ощущается не только в рисунке отдельных деталей или в сюжетах росписей, но подчеркнут и всем композиционным строем: простота и обобщенность формы, резкие светотеневые контрасты напоминают о постройках древнего Новгорода или Пскова.

По книге В. Г. Лисовского «И. А. Фомин»

Другие записи с тегом И. Фомин

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх