Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Андрей Воронихин

Предположения Плавова и Болховитинова

12.11.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Еще в 80-х годах прошлого века было обращено внимание на одну справку, хранившуюся в архивах Казанского собора и воспроизведенную в «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии». Эта справка утверждает, что план Казанского собора был составлен Воронихиным «по образцу, начертанному для парижского Дома инвалидов русским молодым художником Баженовым, хранящемуся в парижской академии художеств, с подражанием фасаду римской церкви св. Петра, в уменьшенном виде», а в примечании к этим словам сказано: «По свидетельству покойного архитектора Плавова».

П. С. Плавов (1794—1864)—архитектор из близкого окружения Воронихина. Он работал на стройке Казанского собора и учился одно время в архитектурном классе Академии художеств у Воронихина. Следовательно, он мог знать такие подробности, связанные с проектированием Казанского собора, которые оставались неизвестными другим.

Что посмотреть и куда сходить в Санкт-Петербурге

Так что же означают эти слова? Случайное замечание, плохо понятое другими? Или категорическое утверждение?

Вот еще одно свидетельство. Известный в свое время историк Евгений Болховитинов, митрополит киевский, писал в составленном им «Словаре русских светских писателей» о В. И. Баженове: «По его же прожекту и плану, с малыми которыми отменами, построен и С.-Петербургский Казанский собор наподобие Римской Соборной церкви Апостолов Петра и Павла». Итак, и Болховитинов, и Плавов связывают историю строительства Казанского собора с именем Баженова, что позволяет усомниться в случайном характере их заявлений. Но если Болховитинов утверждает, что Баженовым был составлен проект именно Казанского собора, то Плавов указывает лишь на использование Воронихиным в качестве прототипа проекта Дома инвалидов, исполненного Баженовым в период его пребывания в Париже в 1760—1762 гг. В этом есть существенная разница. Использование опыта В. И. Баженова, крупнейшего мастера русской архитектуры второй половины XVIII века, А. Н. Воронихиным, возможно, учившимся у Баженова и являвшимся одним из его последователей, вполне допустимо и естественно. Но исполнение в натуре чужого проекта лишь «с малыми некоторыми отменами» — эго обстоятельство, которое должно было бы в корне изменить нашу позицию в вопросе об авторе проекта Казанского собора. Должно... но лишь в случае абсолютной достоверности слов Болховитинова. Что нам известно о самом Болховитинове? На русском культурном горизонте конца XVIII – начала XIX

Века это была фигура весьма заметная. Получивший духовное образование, поднявшийся своей карьере священнослужителя до высокого положения митрополита, Евгений Болховитинов живо интересовался и мирскими делами. Диапазон его интересов был необычайно широк. Важное место среди них занимала история.

С редкой настойчивостью собирал он архивные и археологические материалы, изучал природу, искусство, экономику тех мест, куда бросала его судьба. Много работал он и над составлением биографий его знаменитых современников. Но, посвятив себя историческим исследованиям, Болховитинов считал, что эти исследования должны заключатся лишь кропотливом собирании фактов. Он полагал, что исследователь не должен, не имеет права проявлять своего отношения к собранному материалу. Однако такая позиция была чревата опасностями. Сохраняя подобный «нейтралитет», историк рискует не отличить главное от второстепенного, закономерное от случайного. Это заставляет нас подходить с осторожностью к оценке сведений, сообщаемых Болховитиновым, в том числе и к его замечанию, относящемуся к Казанскому собору. К тому же в коротенькой биографии Баженова митрополит Евгений приводит и такие данные, ошибочность которых могла быть легко доказана, по-видимому, даже в его время: он утверждает, например, что Баженов «построил Гатчинский и Павловский дворцы с садами и крепостью», тогда как на самом деле строителями этих дворцов были А. Ринальди и Ч. Камерон. Настораживает и то, что интересующее нас замечание сделано как-то мимоходом, без ссылок на факты, которые, по справедливому мнению самого же Болховитинова, должны быть основой изучения всякого предмета.

По книге В. Г. Лисовского «Андрей Воронихин»

Экскурсии по Санкт-Петербургу

Другие записи с тегом А. Воронихин

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх