Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Проект плана Екатеринослава Старова

27.05.2016 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В 1790 году он составляет проект планировки города, который и был положен в основу его застройки. Подлинный проект и копии с него сохранились и находятся в музеях и архивах Санкт-Петербурга, Москвы и Днепропетровска.

Градостроительные идеи Старова, запечатленные в исполненных им чертежах, вошли в переработанном виде в проект генерального плана Екатеринослава 1817 года. На этой основе город застраивался в первой половине XIX века. Так замыслы великого зодчего предопределили архитектурную судьбу Екатеринослава, опередив свое время почти на полвека.

Следует отметить, что Екатеринослав должен был отразить мощь и величие Российского государства и стать его третьей столицей. Замыслы эти оказались нереальными. Экономическое же освоение территории юга России принесло положительные результаты. Строительство южных городов с привлечением крупнейших зодчих стало яркой страницей в истории градостроительства России.

Ко времени составления Старовым плана Екатеринослава здесь, на возвышенном берегу Днепра, уже находился дворец Потемкина, ранее сооруженный зодчим. Архитектор избрал его в качестве изначальной композиционной точки отсчета, которая предопределила планировку города. Центр Екатеринослава планируется на высоком берегу реки у ее поворота, что дало возможность с предельной выразительностью раскрыть композицию города, используя возможности естественного рельефа. Перед главным, большой протяженности фасадом потемкинской резиденции проектируется и обширная полуциркульная дворцовая площадь. От нее отходят три основных луча. Средний ведет к зданию собора, который Старов задумывал как композиционный акцент другой городской площади. Городскую площадь кроме собора должно было оформлять здание наместнического правления и гостиного двора. Четкий прямоугольный абрис площади со стороны собора смягчен дугами галереи, которыми собор соединен с домом архиепископа и консисторией (Консистория (лат.) — епархиальное присутственное место).

Дуги галереи, оград — излюбленный прием старовских усадебных композиций — здесь обрели новое художественное звучание и функциональное осмысление. Кроме того, этот прием внес элемент планировочной пластики в организацию основной площади города.

Здание собора образно «работало» на две площади — городскую и дворцовую. Их соединяла магистраль небольшой протяженности, с которой открывалась перспектива и на дворец и на собор.

Гостиный двор, квадратный в плане, тоже входит в структуру двух площадей: городской и третьей полуциркульной — ры-ночной. Она проектируется на поперечной оси городской площади. От рыночной площади идут три луча. Один из них уходит в часть города «под горой» с прямоугольной разбивкой кварталов.

Два других направлены к кольцу бульваров. Вся сетка улиц размечена с расчетом на связь с этим кольцом. Интересной находкой явилось ритмичное введение в сетку города приходских церквей. Они располагались на небольших площадях, являясь объемно-высотными акцентами в структуре рядовой застройки.

Все три площади города взаимосвязаны и в то же время замкнуты. Своеобразная по структуре, логичная, органически слитая с рельефом, отмеченная масштабностью планировка Екатеринослава, созданная Старовым, относится к высоким достижениям русской градостроительной мысли XVIII столетия.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх