Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Фомин

Проект разгрузки трех узлов Невского И. А. Фомина

06.01.2016 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Одним из первых проектов, созданных Фоминым в бытность его руководителем Архитектурной мастерской по урегулированию плана Петрограда и его окраин, стал Проект разгрузки трех узлов Невского, представленный на рассмотрение художественного совета мастерской в июле 1919 года.

Три узла — это перекрестки Невского проспекта с Литейным проспектом, Морской и Садовой улицами, то есть места пересечения наиболее напряженных транспортных потоков. Отвести от этих перекрестков часть транспорта — значит уменьшить интенсивность движения по главной магистрали города.

Такая задача решалась еще до революции — в проекте преобразования Петербурга, разрабатывавшемся Л. Н. Бенуа, М. М. Перетятковичем и Ф. Е. Енакиевым. Тогда авторы проекта предложили проложить севернее Невского проспекта параллельную ему транспортную артерию, для чего должны были использоваться существующие улицы — Итальянская и Жуковского.

В отличие от этого предложения эскиз Фомина наметил не одну, а две магистрали, дублирующие Невский проспект как к северу, так и к югу от него. Северная разгрузочная магистраль была проложена Фоминым примерно по той же трассе, что и в дореволюционном проекте. Южная же должна была пройти от перекрестка Малой Морской улицы и Невского вдоль Кирпичного переулка, мимо Казанского собора, по Чернышеву переулку (ныне улица Ломоносова) и Разъезжей улице к Лиговке.

Таким образом, вместе с Невским эти две новые магистрали должны были составить еще одну трехлучевую композицию, как бы повторяющую знаменитый невский трезубец, сформировавшийся еще в XVIII веке. Для того чтобы сделать магистрали-дублеры удобными для движения транспорта, требовалось, согласно проектному предложению Фомина, дополнить существующие улицы новыми проездами, прорезающими некоторые кварталы центральной части города и пересекающими Мойку, Фонтанку и Екатерининский канал по новым мостам. Трассы проездов архитектор наметил таким образом, чтобы внести в сложившуюся планировку минимальные изменения.

В проекте Фомина содержалось и интересное предложение, касавшееся проблемы окончания незаконченных замыслов больших архитекторов прежних эпох. Проводя трассу южной разгрузочной магистрали мимо Казанского собора, Фомин показывает на плане задуманную Воронихиным, но оставшуюся неосуществленной вторую наружную колоннаду собора.

Это предложение обогащает решение транспортной задачи увлекательной градостроительной идеей — сделать знаменитый памятник классицизма с созвездием эффектно спланированных вокруг него площадей центром большого архитектурного ансамбля между Невским проспектом и новой магистралью.

В июле 1919 года Фомин и Рославлев представили коллективу мастерской подробные соображения о принципах планировки Нарвско-Петергофского района Петрограда. Кроме того, в 1919 году и позже Фомин выполнил еще несколько эскизных проектов, предусматривавших соединение Пироговской и Петровской набережных мостом, перепланировку Аптекарского острова, устройство озелененного подъезда к Смольному, создание сквера с детскими площадками на пересечении Каменноостровского и Кронверкского проспектов.

По книге В. Г. Лисовского «И. А. Фомин»

Другие записи с тегом И. Фомин

Санкт-Петербург

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх