Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Владимир Щуко

Пропилеи Смольного

09.01.2016 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В 1923 году по конкурсному проекту Щуко и Гельфрейиха были построены пропилеи Смольного — один из первых памятников советской архитектуры в Ленинграде.

Бывшая Лафонская площадь перед зданием Cмольного института, построенным Кваренги, представляла собой обширное пустынное пространство, мощенное булыжником, с небольшим двориком перед фасадом, отделенным от площади оградой.

Перед авторами стояла задача создать монументальный и торжественный подход к зданию штаба революции и в то же время ввести новое сооружение в единый ансамбль с превосходным творением Кваренги. Архитекторы проектируют его в классических формах, в виде двух пятиколонных портиков тосканского ордера, не имеющих прямых аналогий с классикой и с произведениями Кваренги, но созвучных им.

Правомерность такого приема может быть оспорена. Сегодняшние взгляды не допускают стилизации в сооружениях, входящих в исторический ансамбль, но решение Щуко столь тонко и точно, что пропилеи Смольного по праву считаются одной из архитектурных достопримечательностей нашего города.

Конкуренты Щуко и Гельфрейха предложили проекты въезда в виде сугубо фронтальных композиций (Л. А. Ильин — в духе Московских ворот Стасова, Л. В. Руднев — два дорических павильона). Щуко вначале тоже пошел по этому пути: сохранился эскиз массивных пилонов по сторонам аллеи. Но в дальнейшем, как пишет Щуко, «мысль о замыкании въезда аркой или архитравным перекрытием была мною отклонена».

В этом случае сооружение при входе, заслоняя вид на Смольный, обрело бы ненужную самостоятельность. В осуществленном варианте четкие горизонтали пропилеев словно направляют взгляд зрителя к фасаду Смольного, виднеющемуся в глубине, не скрадывая, а подчеркивая его композиционное главенство. С этой же целью авторы делают стены портиков почти глухими, вместо задуманных ранее крупных сквозных проемов сделаны небольшие круглые отверстия. Идея была правильна, и проект Щуко и Гельфрейха победил на конкурсе.

Небольшое сооружение превосходно по масштабу и найденному местоположению. Пропилеи и полукруглая решетка с каменными скамьями определили композицию площади Пролетарской Диктатуры, ориентировав этот важный узел города на Смольный; они расположены на значительном расстоянии от его фасада, что позволило развить ансамбль в глубину, придало ему законченность и торжественность.

Планировка сада перед дворцом также выполнена по проекту Щуко и Гельфрейха (1923). Это — регулярный сад, разбитый по сторонам главной аллеи. Композиционная ось подчеркнута разбивкой партеров, расположением фонтанов. Устройство сада было завершено в 1932—1934 годах Щуко, Гельфрейхом и садоводом Р. Ф. Катцером.

По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»

Другие записи с тегом В. Щуко

Экскурсии по Санкт-Петербургу

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх