Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Владимир Щуко

Щуко-педагог

01.01.2016 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Щуко вел занятия по предмету «Общая композиция» на II, III и IV курсах. Целью обучения была разработка проблем архитектурного формотворчества в чистом, отвлеченном виде. Студенты выполняли проекты сооружений, относительно несложных по функции, но дававших «полный простор художественной мысли»,— иными словами, изучалась образно-художественная сторона архитектуры в отличие от параллельного курса «Программной композиции», посвященного функциональной проработке разного типа зданий.

Согласно принятой методике проведение отдельных заданий поручалось разным профессорам. Щуко были разработаны программы проектов концертного зала, входа в парк, зала общественных собраний на берегу моря, пассажирского здания Финляндского вокзала и другие. При разработке задания он собственноручно делал по программе эскизный проект, что позволяло четко сформулировать требования к студентам, и учил будущих архитекторов с предельной ясностью выражать в архитектурных формах основную идею композиции. Он серьезно и уважительно относился к творчеству молодых. Так, начиная работу по проектированию въезда в Смольный, Щуко предложил это задание и студентам для разработки курсового проекта.

Щуко-педагог отличался немногословием, но это не мешало живому контакту его с учениками. «Он был любимым руководителем, и каждое его появление в мастерской становилось праздничным событием для учащихся,— вспоминает С. А. Кауфман.— При обходе Щуко и Гельфрейха вся группа переходила с ними от эскиза к эскизу, напряженно следя за высказываниями руководителей... Долго, внимательно и молча просматривал он все материалы, подготовленные учащимися, терпеливо разбирался в часто еще беспомощных эскизах, стараясь уловить в них идею, иногда не вполне ясную еще и самому автору...

Все стояли, затаив дыхание, и уже по выражению подвижного лица, по едва уловимому жесту руки с неизменной трубкой начинали угадывать отношение мастера к работе. Затем Щуко в нескольких метких словах давал оценку эскиза... Щуко был терпелив и терпим он не переносил только идейной пустоты, прикрытой внешним блеском исполнения. Тут он был беспощаден. Однажды виртуозный по исполнению и по богатству деталей эскиз... возмутил его так, что впервые вся мастерская стала свидетелем настоящей резкой, страстной филиппики Щуко против внутренней пустоты и бессодержательности архитектурных форм. После этой сцены... авторитет Щуко еще поднялся».

В годы преподавательской работы укрепилось творческое содружество Щуко с Гельфрейхом, умевшим развить и «расшифровать» мнения своего молчаливого коллеги, и сложились прочные связи с учениками, привлеченными мастером к проектной работе. Эти ученики впоследствии вошли в ядро его творческой мастерской.

По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»

Другие записи с тегом В. Щуко

опубликовано на www.ilovepetersburg.ru

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх