Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Доменико Трезини

«Сделаны все купно 12 коллегий на одном чертеже и единым манером»

20.12.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Трезини, определяя облик будущего здания, писал: «Сделаны все купно 12 коллегий на одном чертеже и единым манером». Здание членится на двенадцать частей-домов, словно вплотную приставленных один к другому. Каждая такая часть имела первоначально самостоятельную крышу и самостоятельный вход, позже три средние части были объединены общей крышей.

Достаточно внимательно рассмотреть одну часть здания, чтобы представить себе все остальные. Узкие белые выступы — лопатки, расположенные между окнами по вертикали, объединяют три этажа здания. Лопатка создается особой кладкой кирпича, чуть выступающего за пределы общей глади стены и утолщающего ее в этом месте. Таким образом, лопатка — это одновременно и элемент декоративного оформления здания и часть его конструкции, обеспечивающая повышенную прочность.

Экскурсии по Санкт-Петербургу

Центральная часть здания каждой коллегии чуть выступает вперед, образуя ризалит в три окна; в центре его — во втором этаже — балкон с решеткой тонкого рисунка. Ризалит увенчан фигурным фронтоном. Крыша не обычная двускатная, а четырехскатная: она зрительно увеличивает высоту здания, делает его монументальнее, торжественнее. Называют ее теремной, или шатровой, и действительно, она покрывает верх здания как своеобразный шатер. Достаточно вспомнить Монплезир в Петродворце или другие дворцы и жилые дома того времени, чтобы убедиться в ее типичности для архитектуры первой четверти XVIII века.

Мы давно уже привыкли к тому, что крыша — лишь конструктивно-функциональная часть многоэтажного здания. Но в невысоких постройках XVIII века она была и украшением, делающим их более эффектными, и увеличивала их высоту.

В первом этаже здания Двенадцати коллегий вдоль всего сооружения со стороны площади шла открытая галерея, где должны были расположиться лавки. С западной стороны была другая такая же. Над ней по второму этажу шла еще одна галерея «для коммуникации от коллегии к коллегии».

В здании Двенадцати коллегий можно увидеть черты и художественные приемы, характерные вообще для русской архитектуры первой трети XVIII века: высокая крыша, двухцветная окраска здания (красно-коричневая с белым), сравнительно небольшая высота его (не более трех этажей) и преимущественно плоскостное решение стены. Архитектуру этого времени отличала безупречная слитность назначения здания, его конструкции и художественного облика. Все разумно, практично и сообразно художественным идеалам времени.

Строительство Двенадцати коллегий продолжалось до 1742 года, когда были закончены работы внутри здания. Однако уже и в 1732 году, когда были завершены наружные работы, Трезини мог увидеть свой замысел в значительной степени осуществленным. Здание сохранилось без особых изменений. Правда, в XIX веке, когда его приспосабливали под университет, была уничтожена галерея первого этажа вдоль нынешней Менделеевской линии, а со стороны двора заложена галерея второго этажа, внутри которой с тех пор прошел длинный университетский коридор. В интерьере он подчеркнул необычайную протяженность сооружения.

Здание Двенадцати коллегий — один из значительных памятников русской архитектуры первой трети XVIII века. Это, безусловно, большая творческая удача Доменико Трезини.

По книге И. Лисаевич «Первый архитектор Петербурга»

Другие записи с тегом Д. Трезини
источник: www.ilovepetersburg.ru

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх