Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Старов в Риме

07.02.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Старов прибыл в Рим 1 февраля 1767 года. Он ехал туда через Турин, Парму, Модену, Болонью и Флоренцию. Однако он нигде не смог остановиться для осмотра архитектурных памятников. Его скромные средства не позволяли этого.

Историческая обстановка в Италии, раздробленной на отдельные государства и ставшей ареной борьбы иностранных держав, не была благоприятной для строительства. Наступил век так называемого «бумажного зодчества», век «перспективистов и декораторов». Живописцы-монументалисты Дукарелли, Белотто и Валерьяни, как бы завершая круг могучих мастеров, начатый Тьеполо и Каналетто, выполняли удивительные перспективные построения на перекрытиях и стенах дворцов.

Что посмотреть и куда сходить в Санкт-Петербурге

И все же в XVIII веке в Риме были созданы замечательные фасады двух раннехристианских базилик — Сан Джованни ин Латерано и Санта Мария Маджоре. Удивительным памятником, в котором использован принцип живописной террасной композиции в условиях городской застройки, стала Испанская лестница, которая была монументальным оформлением площади и вела к церкви Санта Тринита деи Монти. Построенный в это же время фонтан Треви воплотил в себе лучшие декоративные тенденции позднего барокко.

Рим, когда туда приехал Старов, не был похож на столицу современной нам Италии. На месте позднее застроенных древнего Виминала и склонов Эсквилина и Квиринала тогда, как писал Муратов, «тянулись только огороды и виноградники», а «по правому берегу Тибра от замка Св. Ангела и стен Ватикана до самого Понте Молле» простирались великолепные луга.

В 1780-х годах современник Старова великий поэт и ученый Иоганн Вольфганг Гете, серьезно изучавший памятники Рима, писал: «Чем дальше едешь по морю, тем более глубоким становится оно. Так можно сказать о Риме». Архитектурные сокровища Рима поражают и наших современников, рождают желание еще и еще раз увидеть их.

П. Муратов отмечал, что «вечная зелень, венчающая холмы и руины Рима, волнует и очаровывает сердца северных людей, точно слова античного мифа или явление древних божеств... О царственности Рима ничто не говорит с такой силой, как обилие его водоемов, щедрость источников и расточительность фонтанов». Сохранившаяся по сие время легенда повелевает всем желающим еще раз увидеть Рим бросить при прощании с ним монету в бассейн фонтана Треви и напиться из него воды. Можно думать, что и Старов, по обычаю путешественников, бросил свою монету в фонтан, которым архитектор Никколо Сальви блестяще декорировал «журчащий триумфальный вход воды» в вечный город, как образно писал историк архитектуры К. О. Гартман.

Старов не вернулся в Рим. Но то, с чем ему там довелось ознакомиться, несомненно стало одним из источников его творческого вдохновения.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх