Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Таицкий ансамбль Старова

09.01.2016 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

А. Г. Демидов, дед которого получил дворянство за создание горнорудных и чугунолитейных заводов, приобретает Большие Тайцы и Отрезную дачу. Здесь и была создана в 1774—1778 годах удивительная по красоте усадьба, о которой пойдет наш рассказ. Она расположена юго-восточнее нынешней станции Тайцы Балтийской железной дороги, в двух с половиной кило-метрах от нее. Демидов, на сестре которого был женат Старов, привлек его к строительству как опытного архитектора и как человека своего семейного круга. Старов к этому времени добился значительной известности. На его творческом счету значились дворцы в Богородицке и Бобриках, усадебный дом в селе Никольском под Москвой. Да и для самого А. Г. Демидова, в первые годы после возвращения зодчего из-за границы, он построил дачу на Петергофской дороге.

Демидов строил Тайцы для больной туберкулезом дочери. Она не поправилась и была похоронена в парке у солнечных часов. Но климат Тайц еще долго считался целебным. Позднее здесь на протяжении длительного времени помещался туберкулезный санаторий. Климатические особенности Тайц были распознаны не сразу. Сравнительно недавно исследования микрофлоры Тайц с ее вековыми дубами, пихтами и елями показали, что она необычайно целительна для больных, страдающих гипертонией и склерозом, и вредна для легочных больных и астматиков. Это и учитывается теперь при использовании Тайц как места лечения.

Композиционная и художественная доминанта Таицкого ансамбля Старова — барский дом. Квадрат, лежащий в основе его плана, предопределил идентичность решения всех фасадом Круглые террасы-лоджии, вкомпонованные в угловые части квадрата, придают зданию особую пластическую выразительность. Если представить себе дом в то время, когда эти угловые террасы не были застеклены, становится очевидным, что именно они, обрамленные колоннадами, создавали гармоническую и непосредственную связь архитектуры с окружающим пейзажем. Террасы-лоджии позволяли, не выходя из здания, обойти его, обозревая окрестности. Возможно, что нездоровье владелицы, вынужденной по преимуществу находиться в помещении, и обусловило столь необычное для Старова объемно-пространственное решение дома. Передвигаясь по дому в зависимости от движения солнца и направления ветра, любуясь открывающимися на все стороны перспективами парка, легче было переносить затворничество и сохранять хотя бы иллюзорный контакт с живой природой.

Дом, имеющий два этажа, возвышается на высоком цоколе, обработанном рустами. Введенный в композицию так называемый большой ионический ордер, объединяющий этажи, придает фасадам устремленность ввысь. Она усилена балюстрадой и венчающим здание цилиндрическим по форме бельведером.

При тождественном для всех фасадов архитектоническом строе отдельные элементы, введенные в композицию, создают различия. Так, главному западному фасаду со стороны въезда усадьбу придают парадность две колонны в центре. Они перекликаются с колоннами террас и отбрасывают глубокие тени, подчеркивающие пластику фасада. Это делает дом при обозрении его с дальнего расстояния скульптурнее.

Фасад со стороны пруда украшен четырьмя пилястрами, что вызывает ощущение пластической целостности, спокойствия. Пилястры своей плоскостностью вносят в облик дома элемент графичности.

Этот фасад особенно хорош при взгляде с противоположного берега запруженной речки, в спокойном разливе которой он отражается, как в зеркале. Графичность в решении этого фасада — удачная находка зодчего.

Два других фасада отличали широкие монументальные лестницы со скульптурами львов, ведущие в бельэтаж (до нашего времени лестница сохранилась только у северного фасада).

Въезд в усадьбу оформляют одноэтажные каменные флигели с примыкающими к ним двухэтажными. Одноэтажные флигели соединены оградой из чередующихся кованых железных прутьев и гранитных столбов. Сквозь ограду хорошо просматривается главный фасад дома, к которому подводит широкая аллея.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх