Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Карл Росси

Театральный ансамбль Росси

16.10.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Театральный ансамбль Росси, и особенно само здание театра, поразил современников широтой замысла и совершенством архитектурных форм.

В. Белинский писал, что тот, кто хочет видеть Петербург «как великолепный и прекрасный город, столицу России и один из важнейших в мире портовых городов, тому разумеется достаточно только взглянуть на Александрийский театр, который с его прелестным сквером впереди, садом и арсеналом (павильонами) Аничкина дворца с одной стороны и Публичной библиотеки с другой составляет одно из замечательных украшений Невского проспекта.,. Если хотите узнать Петербург, как можно чаще ходите в Александрийский театр».

И действительно, это было выдающееся театральное сооружение эпохи. Если сопоставить ансамбль с прославленными западноевропейскими театральными зданиями того времени, становится особенно очевидной ведущая роль русского театрального зодчества и достоинства творения Росси. Недостаточно выигрышно поставлен театр Ковент-Гарден в Лондоне. Драматический театр в Берлине (К. Шинкель, 1819 г.) был сложным, раздробленным сооружением. Прославленное здание Большой парижской оперы, возведенное архитектором Ш. Гарнье много позднее (1861—1875) и считавшееся высшим достижением театрального зодчества второй половины XIX века, по идейно-образному содержанию, по выразительности значительно уступает театру Росси. Купеческая пышность его раздробленных, перенасыщенных декором архитектурных форм особенно проигрывает при сопоставлении с благородной строгостью архитектуры Росси. Не удалась там и градостроительная композиция, выполненная под значительным влиянием театрального ансамбля Росси. Она сложна и потому не дает острого, запоминающегося впечатления.

Западноевропейской архитектуре не удалось решить проблему театрального ансамбля. В произведении Росси нашли развитие и завершение прогрессивные принципы русского классицизма первой трети XIX века — стремление к художественной выразительности и активной градостроительной роли крупного общественного здания.

Для русских театральных зданий начала XIX века характерна постановка на большой открытой площади (Большой театр в Петербурге и театр в Одессе Тома де Томона), а затем поиски ансамбля площади — Большой театр в Москве (А. Михайлов и О. Бове, 1821—1824). Этот принцип блестяще развил Росси, сделав театр центром ансамбля не только площади, но и обширной городской системы и крупным общественным центром.

Произведение зодчего завершило развитие прогрессивных градостроительных принципов в русском и мировом театральном зодчестве XIX века и стало источником вдохновения для западноевропейской архитектуры.

Здание театра Росси ценно для нас и тем, что оно, единственное из крупных зрелищных сооружений периода русского классицизма, дошло до нас без капитальной перестройки.

По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»

по материалам www.ilovepetersburg.ru

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх