Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Тома де Томон (1754-1813)

20.07.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

К концу первого десятилетия XIX века новый стиль явно одерживает верх над екатерининским классицизмом. Это десятилетие, как реакция против только что смененного, хотя краткого, но очень тяжелого царствования императора Павла и как эпоха преобразования в политической жизни и новых форм в общественной, много способствовало быстрому развитию и процветанию нового александровского стиля. Сам император содействовал этому, отдавая явное предпочтение молодым мастерам. Старики понемногу сходят со сцены, и те, которые не пошли наравне с веком, остаются врагами и новых веяний, и новых людей. Среди этих новых людей первое место занял вскоре Томон.

Тома де Томон, «королевский французский инженер, архитектор и живописец, профессор оптики, перспективы и архитектуры», родился в Нанси 21 декабря 1754 года (Месяцеслов 1840 г.), вырос и получил образование во Франции. С 1785 года он отправляется в Италию, где усиленно занимается изучением Леонардо да Винчи, Пуссена, Рубенса и того, что они писали об искусстве. Вместе с тем он занимается перспективной живописью и, путешествуя по Италии, делает бесчисленное количество набросков, причем его интересует лишь классика. Ни готика, ни романский стиль, ни даже ренессанс его не трогают и редко появляются на его рисунках. В это же время Томон знакомится с произведениями знаменитого Пиранези, и неподражаемые офорты последнего производят на молодого зодчего глубокое впечатление. Несомненное и прямое влияние Пиранези сказывается во всех рисунках Томона, а косвенное влияние — в его архитектурных проектах. Хотя композиции Томона не похожи на сочинения Пиранези, но в них тот же дух величия, тот же грандиозный масштаб.
В Италии он поступает на службу архитектором к графу д Артуа, впоследствии Карлу X, и вместе с ним перебирается в Вену, где работает у князя Эстергази.

Не желая возвращаться на родину, он, рьяный роялист, является в начале 1799 года в Россию. Здесь он приобретает в высшем обществе известность своими мастерскими карандашными и акварельными рисунками. Император Александр, угадав в нем мастера, делает его придворным архитектором и поручает ему перестройку Большого театра, выстроенного в 1784 году Тишбейном (Проект перестройки утвержден 9 апреля 1802 года, а закончена она в 1805-м). Разбив на русты весь первый этаж, а также углы здания, он придал ему чисто французский облик (В 1811 году театр сгорел и был перестроен архитектором Модюи. В середине XIX века он еще раз перестроен Кавосом, а в конце века перестроен в уродливое здание нынешней Петербургской консерватории).

Того же типа и Одесский театр, построенный по проекту Томона в 1803 году. Это чудесное здание, столь приближающееся по благородству к древнему храму, не сохранилось. Но самой значительной работой Томона, составившей ему бессмертную славу, является здание петербургской Биржи.

И. Грабарь

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх