Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Луиджи Руска

Церковь всех скорбящих

31.01.2016 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Церковь всех скорбящих — одна из самых значительных работ зодчего последнего периода. Это единственная культовая его постройка в Петербурге, сохранившаяся до наших дней. Церковь находится вблизи комплекса казарм Кавалергардского полка, также построенных по проекту Л. Руска, и занимает участок на пересечении улицы Шпалерной и проспекта Чернышевского (быв. Воскресенская). Здание стоит не на изолированном участке, а входит в общий фронт застройки по красной линии улиц. Ее северный и восточный фасады выходят на магистрали города, а два других примыкают к соседним домам.

Задача создания культовой постройки, входящей в ряд обычных зданий, таила в себе определенные противоречия. С одной стороны, нужно было выделить ее среди окружающих зданий, с другой — композиционно увязать с ними. Для этого зодчий делает небольшим основной объем и многоярусное его завершение.

Церковь построена по типу центрально-купольного сооружения. Занимая прямоугольный в плане участок, это невысокое здание производит впечатление монолитного кубического объема. Это достигается как благодаря высокому аттику над карнизом здания, увеличивающему высоту здания, так и характером обработки обоих фасадов.

Восточный фасад (алтарная часть) представляет собой гладкую стену, прорезанную арочными окнами, над которыми располагались рельефные вставки с композициями на библейские сюжеты. Северный фасад, в котором находился вход в здание, выделен шестиколонным ионическим портиком. Две входные двери, имеющие одинаковое оформление в виде дорических полуколонн, поддерживающих антаблемент, ведут в алтарную часть и в западную — для прихожан.

В контрасте с компактным и несколько дробным объемом церкви ее внутреннее пространство впечатляет целостностью и гармоничностью. Из небольшого помещения в западной части здания мы попадаем в просторный зал-ротонду, перекрытый громадным сферическим куполом, поверхность которого обработана кессонами с лепными розетками. Освещается зал с трех сторон через окна в два света и световой фонарь в куполе. Поддерживает купол легкая и упругая колоннада ионического ордера. Для облика зала при всей его простоте и строгости характерна величественность и торжественность. Но в то же время он не подавляет и не угнетает. Наполненность светом и воздухом придает ему черты, более свойственные светской, чем культовой постройке.

Эту постройку, как и большинство остальных, начатых в это же время, Руска не закончил. Строительство вел архитектор Людвиг Шарлемань.

Перед самым отъездом, в феврале 1818 года, Руска сочиняет «два проекта планов и фасадов караульни на Сенной площади». Их утвердили в марте того же года, но исполнить эту постройку Руска не успел. Императорским указом Кабинету от 25 января 1818 года Л. Руска был уволен от службы. Строил здание архитектор В. И. Берников, который, возможно, внес в проект изменения. Отсутствие подлинных чертежей не позволяет определить до конца меру вклада зодчего в архитектуру существующей постройки.

По книге Л. Б. Александровой «Луиджи Руска»

Прогулки по Санкт-Петербургу
Другие записи с тегом Л. Руска

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх