Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Творческая предыстория Таврического дворца

04.05.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Дворец имеет весьма сложную творческую предыстория. Резиденции Потемкина не сразу было определено ее нынешнее место вблизи города. Оно уточнилось лишь после ряда колебаний и исканий. Любопытно, что, задумав строительство Конногвардейского дома, Потемкин заказывает чертежи французкому архитектору Буржуа де Теньеру, работавшему в формах рококо. Его проект не отвечал уже вошедшему в архитектурную жизнь города строгому классицизму. Представленные чертежи были отклонены, и выполнение проекта поручили испытанному в прежних работах русскому зодчему Старову. Вначале дворец предполагалось построить на Невской перспективе, в восточной части Итальянского сада, который простирался от Фонтанки до Литовского канала, В основу композиционного строя дворца закладывалась структура ранее осуществденных усадебных ансамблей Старова — центральный корпус, соединенный оградой с боковыми флигелями. В своем решении петербургского дворца Старов ближе всего стоял к приему, уже осуществленному им в усадьбе Никольское-Гагарино. Так же как и там, он придал динамику оградам дворца - движение по полукругу.

Основой же для окончательного решения ядра композиции послужили три проекта, разработанные еще в 1778 году. Это проекты двух дворцов для Потемкина — в Осиновой Роще и в Озерках, а также Итальянского павильона в Аничковом Саду. Во всех этих проектах варьируется одна тема, ставшая существенной в творчестве Старова: вытянутая галерея, расположенная поперек продольной оси здания. Отношение сторон галереи 1:5, а завершается она абсидами. Старов явился создателем таких галерей.

Галерея дворца в Осиновой Роще (подлинные, хотя не подписные чертежи планов хранятся в собрании Алупкинского дворца-музея) декорирована пилястрами, а в торцах, между окнами, расположены колонны. Галерея должна была находиться посредине здания, к сожалению, не осуществленного. Тот же прием центрального расположения галереи был применен в Увеселительном доме в Озерках.

Старов предложил два варианта постройки дворца в Озерках — в дереве и в камне. Дворец построили деревянным, и он не сохранился до нашего времени. Представление о замысле Старова дают чертежи из собрания Центрального Государственного архива Военно-Морского Флота СССР, обнаруженные в 1940-х годах исследователями Н. Н. Белеховым и А. Н. Петровым.

Проект Итальянского павильона в саду Аничкова дворца существенно отличается от двух предыдущих. Композиционно интерьер как бы вынесен во внешнюю среду. Не только крылья-полукружия, но и одна из продольных стен павильона составляют его фасад. Старов предлагает сделать здесь вход в зал, не замкнутый в объеме здания, а похожий скорее на вестибюль, более связанный с внешней средой, нежели иные помещения. В целом объемно-пространственная характеристика галереи Итальянского павильона менее выразительна, чем аналогичные композиции Старова.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх