Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Восстановление Таврического дворца

02.06.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Старовский дворец с огромным парком, монументальной оградой и «шлюпочной гаванью» к середине 1790-х годов был в великолепном состоянии. Однако в 1799 году указом Павла I дворец был передан под казармы конногвардейского полка и в течение нескольких лет пришел в удручающее состояние. Купольный зал превратили в манеж, а прилегающие парадные помещения — в конюшни. По приказу царя уничтожили и Зимний сад.

(опубликовано на www.ilovepetersburg.ru)

В 1802 году было принято решение о восстановлении дворца. Работы поручаются Л. И. Руска (некоторые из творческих предложений Руска вошли в его «Собрание рисунков различных зданий» — «Recueil des dessins de differents batiments Etc».). Помогали ему архитекторы Т. Насонов и Г. П. Пильников. В. Гульд, вернувшийся из Англии, восстановил Зимний сад. Руска отнесся к своей задаче реставратора вдумчиво и тактично. Не многие зодчие, которым доводилось решать подобные проблемы, показали пример столь бережного отношения к характеру и особенностям памятника. Но тем не менее во дворце, обращенном по царскому произволу в казарму, многое пришлось делать заново. Мастера Яков Железнов, Беро и Солдатти выполняли декоративную лепку, Ф. А. Щербаков, Д. Скотти, П. Скотти и Феррари — живописные работы. По рисункам Руска создавались новые паркеты.

Существенно изменились пропорции колонн в Большой галерее и Купольном зале. Для предохранения полов от гниения Руска поднял их, а для колонн сделал новые базы, из-за чего ствол их стал короче на 60 сантиметров. Изменился и характер капители.

Старов в интерьере Большой галереи и Купольного зала использовал впервые в русской практике капитель типа Эрехтейона.

Эрехтейон (421—407 гг. до н. э.) — один из храмов афинского акрополя. Посвященный Афине и Посейдону, он совмещал в одном здании две целлы — два святилища. В здании был применен ионический ордер. Но трактовка капители здесь была весьма своеобразна. Волюты капители усложнены несколькими дополнительными спиральными линиями, а их боковые поверхности отделаны желобками и валиками. Существенным в композиции капители Эрехтейона являлось то, что шейка колонны — часть ее между верхним концом ствола и собственно капителью — была здесь большей по высоте, чем принято в ионическом ордере. Это дало возможность орнаментировать ее пальметтами.

Капитель типа Эрехтейона широко вошла в практику русской архитектуры. К ней обращался Камерон, а позднее, на протяжении всей первой половины XIX века, Воронихин, Михайлов, Мельников, Стасов и Брюллов. Но первым ее ввел в русское зодчество Старов. Он еще в годы пенсионерства изучал эту капитель по увражам, а затем блистательно использовал в своем лучшем творении.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх