Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Михаил Земцов

Вскоре Tрeзини умер, так и не приступив к возведению церкви

06.09.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Госпитальное здание строилось очень медленно. К 1726 году Доменико Трезини вывел только боковые крылья, в которых и разместили военно-сухопутный и морской госпитали. Дальнейшие работы — сооружение церкви между ними — были приостановлены и возобновились только в 1733 году. Тогда-то обнаружили оплошность архитектора-католика, который сориентировал церковь по оси север — юг вместо восток — запад. Трезини было предложено срочно разработать новый проект, отвечавший «правилам святой восточной церкви». Он выполнил его и в конце января 1734 года представил на «апробацию» архиепископу новгородскому Феофану Прокоповичу. Только после этого чертежи поступили в Канцелярию от строений. Вскоре Tрeзини умер, так и не приступив к возведению церкви

Оканчивать чужую постройку дело непростое, каждый зодчий имеет свой почерк. Но еще сложнее, когда в проект уже более чем наполовину осуществленный, вносятся столь серьезные изменения, как это было с госпитальной церковью, которую пришлось «повернуть» на 90 градусов! В задачу Земцова не входило составление нового проекта. Для ведения работ ему предлагалось с чертежей Трезини снять «копии и иметь их у себя», а подлинник вернуть в Канцелярию от строений. Однако ему предстояло решить немало сложных конструктивных вопросов, чтобы органично «встроить» церковь между корпусами. Весьма вероятно, что это требовало внесения в проект Трезини каких-то коррективов.

Еще до начала строительства церкви Земцов подал рапорт, представлявший собой подробно изложенную программу всех работ. Этот ценнейший документ, подписанный архитектором, изобилует сведениями об облике будущей постройки. Сопоставление их с чертежами Пьетро-Антонио Трезини, выполненными в 1746 году, не оставляет сомнений в том, что последний отнюдь не был автором оконченной им в конце 1740-х годов «гошпитальной» церкви, Земцов вывел не только фундамент но и значительную часть стен. Однако довести до конца работы ему не удалось: прекратилось финансирование стройки.

Из упомянутого выше рапорта архитектора стал известен любопытный прием, который зодчий хотел применил для предохранения от сырости и пожара деревянных барабанов и поверхности куполов. Земцов предлагал обить их железными крашеными листами, на которые затем должны были быть наложены выполненные в дереве детали декора.

По книге М. В. Иогансен

«МИХАИЛ ЗЕМЦОВ»

Санкт-Петербург, 2014
Санкт-Петербург, www.ilovepetersburg.ru

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх