Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Владимир Щуко

Вторая характерная черта Щуко-декоратора

05.09.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Декоративность, зрелищность, пышность постановки — вторая характерная черта Щуко-декоратора. В этом отношении он верный ученик и последователь Головина и Коровина. Его декорации, как правило, предельно красочны, он умело и активно пользуется цветом, подчеркивая яркими цветовыми пятнами композицию сценического пространства или создавая иллюзию реальности. Это подтвердил и спектакль «Тит — разрушитель Иерусалима» по философско-психологической пьесе финского драматурга А. Иернфельда.

Ее поставил А. Н. Лаврентьев в БДТ в 1919 году. Исполнителем декораций был О. К. Аллегри. Критика отметила, что «А. Н. Лаврентьев и В. А. Щуко нашли, по-видимому, пути к тому тесному единению режиссера и художника», которое дает «художественный эффект в постановке».

по материалам www.ilovepetersburg.ru

Обратимся к воспоминаниям Г. М. Мичурина.

«В спектакле «Разрушитель Иерусалима» была небольшая по тексту, но зрелищно эффектная картина первого появления в Колизее только что вернувшегося из Иерусалима императора Тита, разрушителя. Действие происходило в помещении, откуда был закрытый темным занавесом выход в императорскую ложу цирка. Освещена эта картина была скудно... Наконец Тит Флавий появляется слева.

Все смолкают, Цезарь делает движение к занавесу в центре, занавес распахивается, взрывается восторженными приветствиями многокрасочная, залитая ярким солнцем людская масса, и кажется, что они машут руками, живут и движутся, недвижим только силуэт Тита-разрушителя. В трактовке этой картины художник-исполнитель мастерски распорядился контрастом четко архитектурно выписанного интерьера и импрессионистски решенного — пятнами и бликами — задника, общего плана арены Колизея».

Однако в некоторых работах Щуко сознательно ограничивает цветовую палитру,— сказывается присущая архитекторам сдержанность в использовании цвета. Многие его спектакли решены в двух-трех цветах, что придает им известное композиционное единство и сообщает зрелищу необходимую меру условности. Таковы черные с золотом декорации к «Антонию и Клеопатре» Шекспира, оживленные красно-бело-черными костюмами; коричнево-черно-золотистые конструкции сцены в «Святой Иоанне». Особенно тщательно добивается Щуко цветового единства в костюмах, одевая, например, в спектакле «Настанет день» персонажей-буров в черно-серые тона, а персонажей-англичан — в белое с черными и коричневыми деталями.

Превосходно нарисованы костюмы к трагедии Шекспира «Отелло». Они выполнены в цельной гамме: черное, белое, золотое, группа красных тонов — от активно-красного до лилового — и оттеняющий их холодный зеленый. Крадущийся, сгорбленный, с мефистофелевской бородкой и запавшими глазами Яго в черном костюме, чуть поблескивающем золотом, белая Дездемона, нарядный Кассио в плаще с малиновым подбоем, красно-золотой дож Отелло, в бело-красных одеждах которого звучат восточные мотивы. В цветовом решении костюмов отразилась прямолинейная, чистая символика, отвечающая дидактической трактовке характеров.

По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»

Другие записи с тегом В. Щуко

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх