Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Владимир Щуко

Взгляды на художественно-идеологическую сторону архитектуры конструктивистов-рационалистов и классицистов

26.12.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Но во взглядах на художественно-идеологическую сторону архитектуры между конструктивистами-рационалистами и классицистами лежала пропасть. Конструктивисты уделяли этой стороне зодчества большое внимание. В лабораториях рационалистов были начаты исследования психофизиологических основ восприятия формы и цвета, изучение механизма их эмоционального воздействия с целью создания на этой основе образно-художественной системы «пролетарской» архитектуры.

Их эксперименты сохранили научную ценность до наших дней. Однако попытка прямо связать архитектурную форму с идеологией пролетариата придавала новой эстетической концепции оттенок вульгарного социологизма.

Свойства «пролетарской» архитектуры декларировались категорично: «динамика», «напряженность», «принципиальная асимметрия как принцип композиции», а формальный арсенал архитектуры ограничивался набором простейших геометрических тел, которым придавался символический смысл.

Музеи, театры и выставки Санкт-Петербурга

Более того, новый подход к архитектурному языку был основан на убеждении, что XX век — его темп и ритм, социальные сдвиги и торжество техники — вообще изменил природу эстетического восприятия, извечно свойственную человеку. «Эстетическое восприятие, как таковое, в нас существует, но элементом, наилучше его удовлетворяющим, становится теперь голая в своей неприкрашенности конструктивная форма», — писал архитектор М. Я. Гинзбург.

Иначе относились к проблеме архитектурного языка зодчие-классицисты. Художественно-идеологическую сущность архитектуры они выводили за пределы конъюнктурного, узко-социального или утилитарного круга и трактовали ее в общечеловеческом плане.

«С детства человек привыкает видеть вокруг себя архитектурные произведения и на них развивает свое чувство целесообразности, равновесия, пропорциональности в их гармоническом сочетании, и эта гармония, отражающая мировые законы, «воспитывает человека, упорядочивая его психику, организует ее, приобщает к мировой жизни»,— рассуждал архитектор Г. Космачевский. Такой взгляд на вещи приводил к выводу о силе и жизненности истинно классической системы архитектуры.

В полемике с новаторами формировалась теоретическая платформа классицистов, общий смысл которой можно выразить известными формулами И. А. Фомина: «реконструкция классики» или «пролетарская классика». На практике же это означало использование устоявшихся композиционных средств — симметрии, ритма, выявления композиционной оси, наконец, сознательное применение «архитектурной одежды», в частности ордера.

По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»

Другие записи с тегом В. Щуко

Прогулки по Санкт-Петербургу

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх