Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

XVI век видел борьбу обоих начал в лице двух исполинов — Палладио и Микеланджело

29.01.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

XVI век видел борьбу обоих начал в лице двух исполинов — Палладио и Микеланджело. Все дальнейшее искусство отмечено борьбою этих двух начал — охранительного, или палладианского, — творчества отраженного, влюбленности в античный мир, и революционного, или микеланджеловского, — творчества из себя, влюбленности в себя. Микеланджело победил своего антипода Палладио, и его победа означала победу барокко над ренессансом.
Но борьба только казалась законченной, на самом же деле она продолжалась непрерывно и вскоре вспыхнула с такой же остротой и нетерпимостью, как и в XVI веке. Изменилась только арена борьбы перенесенная из Италии во Францию, да изменился результат ее: революционный дух который Микеланджело вдохнул в барокко уступил место классицизму Палладио, и в европейской архитектуре открывается эпоха палладианства.

(В наиболее чистом виде палладианство культивировалось в Англии, где оно держалось со времен английского Палладио — Иннго Джонса — с небольшими вариациями в течение всего XVII и XVIII веков. В Германии мода на Палладио была особенно сильна в XVIII веке, когда не останавливались перед повторением целиком дворцов и вилл Палладио, из числа выстроенных им в Виченце, как мы это видим в Потсдаме (Rumpf Fritz. Kunst und Kunstler.— Потсдам, 1910, т. I, с. 27—49).

К началу XVIII века звезда Италии, столько веков ярко горевшая и светившая миру стала заметно клониться книзу, и взоры всех обратились тогда к Франции. Здесь, в стране короля-солнца, в долгие дни его пребывания на троне пышно расцвели те искусства, которые считались до этого исключительными дарами Италии.
По-прежнему совершаются еще паломничества в Рим, но все чаще наезжают сюда не для того, чтобы работать под руководством итальянцев, а для того, чтобы учиться у греков и римлян на развалинах Рима Неаполя и Сицилии. И северяне начинают самим итальянцам, своим недавним учителям разъяснять рассыпанные по Италии красоты как сделали это Пуссен и Клод Лоррен.

Но в то же время итальянский дух крепко держится во французском искусстве, и особенно в архитектуре, которая во Франции всегда отличалась большим консерватизмом. В XVII веке здесь царит Палладио, из учения которого Блондель-старший построил целую систему, поработившую умы его современников и сковавшую творчество двух поколений. От Палладио осталась в сущности только схема, приспособленная к привычкам и чувствам француза, и это искусство, претерпев несколько частичных изменений, понемногу вылилось в те формы, которые мы видим у Ардуена Мансара и его школы.
Архитектура мансаровской школы — это и есть стиль, называемый французами стилем Людовика XV (Выражение «style Louis XV» только по недоразумению применяют в России к зданиям, построенным Растрелли, ибо французский дом «Louis XV» ничего общего, например, со Строгановским дворцом не имеет. В противоположность сочным массам последнего, там все скорее сухо, чопорно и черство,— никакого намека на какую-нибудь игривость или веселье. Типичными представителями этого стиля явля ются младший Котт, Боффран и Бризе).

И. Грабарь

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх