Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Фомин

За основу нашего нового стиля правильно взять классику

07.04.2016 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В 1933 году при Моссовете было создано несколько архитектурных мастерских. Они должны были разрабатывать планы реконструкции столицы, выполнять проекты крупных общественных и жилых зданий не только в Москве, но и в других городах страны. И. А. Фомин возглавил мастерскую № 3.

Ядром образовавшегося коллектива стали бывшие ученики Фомина по Академии художеств молодые архитекторы, объединенные не только уважением к своему учителю, но и одинаковым с ним пониманием творческих проблем. Суть этих проблем Фомин наиболее последовательно и полно изложил в статье Принципы творческой работы мастерской № 3, опубликованной в 1934 году.

Гостиницы и отели Санкт-Петербурга

Еще раз заявляя, что за основу нашего нового стиля правильно взять классику, Фомин писал: «Я выдвигаю такую архитектурную платформу: от классики взять самое основное, здоровое, а именно — 1) построение дома как единого органически целого, настолько законченного, чтобы в нем нельзя было ни прибавить, ни убавить, и 2) ордер как элемент порядка и дисциплины. Архитектура наша, — декларировал Фомин, — должна быть лишена изнеженности, роскоши, мистики и романтизма. Стиль наш должен быть простой, здоровый, со строгими, четкими и лаконичными формами, но вместе с тем бодрый, яркий и жизнерадостный».

После творческого перелома начала 1930-х годов в развитии советской архитектуры наметились тенденции, которые Фомин не одобрял, называя их увлечением дворцовой пышностью прошлого.

Действительно, пристрастие к пышной декорации, стремление воспроизводить в новых постройках старые декоративные формы становились в архитектурной практике тридцатых годов все более заметными. Эта тенденция оказалась настолько сильной, что повлияла даже на крупных мастеров. Не сумел избежать соблазнов декоративизма и Фомин. Об атом ясно говорят его последние работы.

В проектах Фомина, выполненных после 1932 года, заметно стремление к пластическому обогащению архитектурных форм, к усилению композиционной роли ордера; более широко в них используются методы архитектурно-художественного синтеза.

Эти особенности достаточно отчетливо выявились уже в конкурсном проекте здания театра Красной Армии в Москве, разработанном в 1933 году. Во внешнем облике театра основную роль играет ордер. Высокие колоннады охватывают здание со всех сторон. Колонны отличаются от классических — они относительно тонки, не имеют баз и капителей, не сужаются кверху. Низкий антаблемент, заканчивающийся карнизом, составленным из трех простых полок, служит со стороны главного фасада своеобразным пьедесталом для двух скульптурных групп.

По книге В. Г. Лисовского «И. А. Фомин»

Другие записи с тегом И. Фомин

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх