Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Михаил Земцов

Здание Двенадцати коллегий

18.09.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Одновременно с госпитальной церковью к Земцову перешло и руководство достройкой здания Двенадцати коллегий. За два года (1734-1736) благодаря его умелым действиям были завершены все наиболее ответственные работы.

Огромное здание (длиной почти 400 м), заложенное в 1722 году, строилось не только долго, но и неравномерно. В тех его частях, которые были отведены для Военной и Адмиралтейской коллегий, — «корпуса» 4-й и 5-й, считая от Невы, к 1734 году помещения были отделаны, в то время как северная часть здания, предназначенная Синоду, еще не имела крыши. Не обработаны были многие участки фасада, не говоря уже о большинстве помещений главного — второго — этажа. Задержка с отделкой здания была связана с тем, что Доменико Трезини не учел климатических условий дельты Невы, и в частности значительного количества выпадающих осадков. Вода наполняла глубокие впадины, образовавшиеся на стыке высоких крыш, за декоративными аттиками, которыми завершались ризалиты. Крыши возвышались над каждым членением здания, придавая им вид самостоятельных домов, поставленных в ряд.

Через трещины в свинцовых желобах и быстро ржавевших листах кровельного железа вода просачивалась в помещения.

Систематические протечки привели к тому, что в еще не достроенном здании перекрытия многих помещений третьего этажа прогнили, в них обвалились штукатурка и лепка, кое-где даже вышло из строя печное отопление. Для решения сложного вопроса о кровле была создана специальная комиссия, в которую вошли архитекторы П. М. Еропкин, М. Г. Земцов, Джузеппе Трезини (родственник Доменико, который в качестве «каменных дел мастера» с 1724 года участвовал возведении здания), а также «заархитектор» И. Бланк. Общее мнение членов комиссии сводилось к ликвидации глубоких западов и свинцовых желобов которые от резких колебаний температуры и большого количества осадков постоянно давали трещины. Вместо них предлагалось сделать более пологий наклон у нижней части крыши, продлив ее до верхнего края карниза, и проложить вдоль нее «жестяные» желоба. Впадины за аттиками и на стыке крыш было признано целесообразным перекрыть невысокими двускатными крышами. К сентябрю 1734 года Земцов выполнил проект изменения кровли с учетом всех замечаний комиссии.

Внес Земцов и еще одно нововведение — предложил вывести между крышами «для лутчего опасения от пожарного времени» брандмауеры, которым он придал вид декоративных стенок. Конек двускатной крыши, завершавший брандмауерную стенку, украшала декоративная ваза. Аналогичные вазы меньшего размера должны были быть установлены на уступах скатов. Если сравнить эти вазы с подобными декоративными элементами на парапете Залы для славных торжествований, нетрудно заметить сходство между ними.

Отлично понимая значение постройки, Земцов принял все меры для того, чтобы уберечь ее от новых протечек и пожаров. Так, по его настоянию кровельные листы покрывали с обеих сторон «краской с маслом или жиром».

По мере ремонта кровли производили отделку помещений. Тогда-то и был создан один из наиболее парадных интерьеров здания — зал заседаний Сената (ныне зал Большого ученого совета университета). Для его отделки Земцов привлек лучшие силы. Авторами богато украшенных скульптурой и лепкой каминов были известные в то время мастера братья Иван и Игнатий Росси. Столярные работы выполнял опытный «спичного и столярного дела мастер» Герман фан Болес. «Лакового дела мастер» Гендрик Брумкорст руководил окраской. Плафон и живописные панно исполнял «живописной и финифтной работы мастер» Г. Мусикийский.

По книге М. В. Иогансен

«МИХАИЛ ЗЕМЦОВ»

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх