Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Карл Иванович Росси (1775—1849) Неосуществленные проекты

27.06.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
К. Росси

К. Росси

Лучшей характеристикой огромной фигуры Росси, этого последнего из великих зодчих, может служить та пояснительная записка, которую он составил к своему проекту соединения Дворцовой и Галерной набережных в Петербурге. В то время Дворцовая набережная прерывалась у Дворцового моста, так как Адмиралтейство было еще верфью, соединенной несколькими каналами с Невой, и нынешняя Адмиралтейская набережная не существовала. Неудобства такого перерыва набережной линии ощущались уже давно, и до нас дошло несколько проектов, так или иначе устранявших этот недостаток, но ни одна из этих затей по своему размаху не выдерживает сравнения с грандиозным проектом Росси, одним из наиболее смелых, какие нам известны. Вопрос сводился к тому, чтобы установить непрерывное сообщение вдоль всей набережной Невы, не нарушая работы верфи.

Как известно, в 70-х годах минувшего века задача эта была значительно упрощена: Адмиралтейство как верфь, со всеми эллингами, было попросту упразднено, каналы, служившие для спуска судов с эллингов, засыпаны, и этим путем получилась искомая непрерывность всех набережных. Не о таком «мещанском» решении грезилось некогда Росси. К сожалению, до сих пор не удалось, несмотря на все розыски, найти сами чертежи, и мы имеем лишь проект сметы и набросок пояснительной записки, хранящейся в числе других бумаг Росси у его наследников. Записка начинается так: «Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые Римляне считали достаточными для своих памятников. Неужели побоимся мы сравняться с ними в великолепии? Цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости. Этот памятник должен стать вечным».

Далее Росси вкратце излагает суть проекта. Новая набережная должна иметь триста сажен длины, причем ее прорезывали десять огромных арок в двенадцать сажен ширины каждая. Вышина их была достаточна для того, чтобы под ними свободно могли проходить по каналам суда в Адмиралтейство. Все это Росси предлагает возвести из гранита. На набережной он ставил три огромные ростральные колонны на могучих массивах, из которых одну имел в виду посвятить Петру Великому, основателю Адмиралтейства, другая должна была венчать победы русского флота, а третья ставилась в воспоминание закладки всего сооружения. «Ибо сооружение этой набережной должно произвести эпоху, должно доказать, что мы постигли систему древних и предприятие это своим величием должно оставить далеко позади себя все, что создали европейцы нашей эры».

Какой размах, какая ширь архитектурных помыслов! Этот человек рвался строить целые площади и улицы. Римляне — вот кто был его учителями, и с ними он хотел сравняться в своей архитектуре. Грандиоз и роскошь римских сооружений времен Агриппы, Адриана, Каракаллы манили его воображение, и он мечтал из Петербурга сделать второй Рим.

Игорь Грабарь

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх