Еще ближе Кваренги подошел к ним в своем проекте храма Спасителя в Москве, относящемся к 1815 году. Вот подлинно памятник-храм, каким должен был быть, по первоначальной мысли Александра I, храм Спасителя. Храм этот мог бы превратиться в истинный русский пантеон, но, как известно, ни этому божественному по архитектуре проекту, ни романтически экзальтированному архитектурному бреду Витберга не суждено было осуществиться. Вместо дивной, единственной по красоте архитектуры первого и прекрасной грезы второго была сооружена далекая от красоты, несуразная махина нынешнего храма Спасителя.
В Эрмитаже хранятся оригинальные проекты кваренгиевского храма. Они исполнены с таким потрясающим совершенством, столь уверенной «стальной» рукой, что почти непостижимо, как мог их сделать человек, которому перевалило за семьдесят. (Эрмитажные проекты Кваренги, по-видимому, те самые, которые в начале 1816 года видел Витберг на столе у государя, в доме кн. Голицына (Записки Витберга, Русская старина, 1872, февраль).
И. Грабарь