Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Работы В. Бренна в Большом дворце Павловска

19.09.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Но что же осталось внутри Павловского дворца от Камерона и что принадлежит в нем Бренне? Выше мы имели случай высказаться, что с большим вероятием Камерону можно приписать архитектуру Греческого и Итальянского залов. Несомненно, что и здесь прошлась сверху рука Бренны, и, например, разбивка плафона Итальянского зала и такие его детали, как орлы у основания свода, могли быть внесены Бренной. В Греческом зале очень похожи на него детали потолка, и особенно орлы. (Эти орлы, и именно такого натуралистического, не стилизованного типа, встречаются у Бренны везде, являясь одним из его любимых декоративных приемов. Они разбросаны в Павловском, в Гатчине, в Михайловском замке и в Каменноостровском дворце. У Камерона встречаются однажды также орлы — в одной из комнат Екатерины II в Царском Селе, но как раз эти камероновские орлы показывают все различие декоративных приемов обоих мастеров: у Камерона они условны и стилизованы, у Бренны натуралистичны).

В остальных комнатах попадаются только отдельные куски, напоминающие камероновские приемы (Эффектная Египетская передняя могла быть сочинена Камероном и позже переделана Бренной. Старые годы, 1909, апрель). Безусловно Бренна — автор декорации знаменитых комнат, известных под названием Зала войны и Зала мира. Оба зала, в сущности, насыщены воинственным настроением, несмотря на все эмблемы, которыми подчеркнуто намерение автора дать две яркие противоположности. В Зале войны печки украшены орлами, в Зале мира — голубями. В первом арматуры из военных трофеев, во втором из мирных: цветы и музыкальные инструменты.

Александру Бенуа посчастливилось найти в Мудзино, в собрании Дж. Б. Ламони, проект печи для Зала войны с пометкой Марии Феодоровны «Bien». Сравнение этого рисунка с подписными проектами и рабочими чертежами Бренны, хранящимися в архиве Павловского городского управления, не оставляет никаких сомнений в том, что это оригинальный проект Бренны. Не только эта печка, но и вся система декорации не имеет ничего общего с приемами Камерона, известными нам по его работам в Царском Селе. Декорации покоев императрицы в Царскосельском дворце — обаятельное и приветливое творчество художника, чувствующего необыкновенно нежно, в полутонах, в полурельефе, в потушенной гамме, почти сплошь под сурдинку.

В Павловском дворце есть все что угодно, но нет ни тени мечтательности, нет ласковости и улыбчивости камероновского искусства. Зодчий екатерининских покоев в Царском — деликатная, почти женственная натура. Зодчий верхних зал Павловска — натура решительная, энергичная, мужественная. Там — миролюбивая, здесь — воинственная. Особенно ярко выраженным марсиальным духом веет от его грозно-торжественного Тронного зала. Вот архитектура, которая должна была вполне удовлетворить воинственного и грозного императора. На гладких стенах нет никаких эмблем войны, но каким благородным холодом веет от этого гигантского зала!

Сохранившиеся в архиве Павловского городского управления рабочие чертежи Тронного зала вводят нас в процесс декоративного творчества этого большого художника и показывают все бесконечное различие его искусства и искусства Камерона. Влюбленный в античный мир той особенной любовью, которой горели сердца художников в конце XVIII века, Камерон не замечал здорового натурализма римских декораций. Его представление об истинном классицизме исключало возможность пользоваться мотивами природы, не стилизуя их. Бренна уже от рождения был наделен более реальным складом мышления и не слишком разбирался в тонких стилистических мудрствованиях, не обладая ни античным визионерством Камерона, ни гигантскими знаниями Кваренги. К мотивам природы он подходил так же просто, как это делали в дни барокко,— очень реально воспроизводя цветы, ветки, листья, фрукты на своих стенах и дверях. Натурализм его декораций сближает его с мастерами предшествующей эпохи и резко отличает от последующей, ярко стилистической.

И. Грабарь

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх