Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

История Имперского Петербурга

Исаакиевский собор: из истории строительства

11.08.2009 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев
К. Ф. Сабад. Исаакиевский собор в лесах

К. Ф. Сабад. Исаакиевский собор в лесах

Создание Исаакиевского собора: четыре храма Исаакия Далматского

Ансамбль Сенатской площади не может рассматриваться без Исаакиевского собора. Во имя преподобного Исаакия Далматского в Петербурге было сооружено четыре храма: первая деревянная церковь, построенная в 1710 году на Адмиралтейском лугу (ни автор, ни её точное месторасположение не известны), в ней 19 февраля 1712 года произошел обряд венчания Петра I и Екатерины Алексеевны; вторая церковь возведена в 1717–1727 годах по проекту Г.-И. Маттарнови. Уже в 1724 году было замечено «повреждение в сводах» из-за неравномерной осадки фундаментов. Церковь разобрали, и на её месте в 1782 году установили памятник великому основателю Петербурга — «Медный всадник».

Первый собор сооружен в 1768–1802 годах по проекту А. Ринальди, существенно переработанному В.-Ф. Бренной; второй собор в 1818- 1858 годах возведен О. Монферраном на месте первого.



Строительство Исаакиевского собора: от проекта С. Чевакинского до проекта О. Монферрана

Строить собор в центре будущей Исаакиевской площади предложил талантливый ученик Коробова С. И. Чевакинский, разработавший барочный проект храма. Однако императрица Екатерина II поручила проектирование А. Ринальди, представителю новой плеяды архитекторов. Стены собора уже подвели под кровлю, когда завершать строительство назначили В.-Ф. Бренну. Вмешательство другого зодчего, изменившего архитектурный стиль сооружения, и нехватка средств привели к тому, что в центре столицы появился храм, у которого «низ мраморный, а верх кирпичный». Его перестройку поручили превосходному рисовальщику, энергичному, умному и практичному О. Монферрану. Солидного архитектурного опыта у него к началу строительства не было.

Проект Исаакиевского собора и этапы строительства

С 1825 года контроль за всем, что имело отношение к возведению храма, принял на себя император Николай I. Постоянная опека властей, учреждавших специальные комиссии по надзору за строительством, вносившие многочисленные исправления в проект, неоценимая помощь А. А. Бетанкура, спроектировавшего фундаменты и рассчитавшего все несущие конструкции собора, способствовали успешному завершению работ. Мы можем называть Монферрана бесспорным автором интерьеров собора. Фасады же по требованию комиссии ему пришлось неоднократно переделывать.



Трудно поверить, что это циклопическое сооружение возводилось вручную, вручную забиты почти одиннадцать тысяч свай, вручную подняты и установлены сто двенадцать тяжелейших колонн. Собор потрясает своими размерами. Наружный купол, возвышающийся над городом, имеет диаметр 26 метров. Он покрыт золоченой медью и весит более полутора тысяч тонн. В нем находится другой купол, собранный из голосников (гончарные изделия особой формы, улучшающие акустические свойства помещений), его мы видим внутри храма. Если встать на кольцевой площадке, расположенной в основании внутреннего купола, и издать даже слабый звук, то на противоположной стороне на расстоянии 20 метров он будет отчетливо слышен. Наши предки поступили предусмотрительно: до сих пор в межкупольном пространстве в полуторавековой пыли хранятся запасные голосники. Столь же древнюю пыль можно увидеть на чердачных перекрытиях над большепролетными помещениями Зимнего дворца. Она покрыла их ровным слоем, её вид вызывает такое же волнение, как чтение старинных архивных документов, — это прямое соприкосновение с отдаленной эпохой; временной период, отделяющий исследователя от исследуемой эпохи, перестает существовать.



Собор влился в силуэт города, теперь уж и не представить панораму Петербурга без него. А как красив в лучах восходящего солнца парящий над городом купол главного кафедрального собора империи, как загадочно-прекрасны в сумерках его темные очертания и освещенный надкупольный фонарь!

Храм пережил бомбежки и обстрелы, обшивка купола получила рваные раны, гранитные стены и колонны — выщерблены, здание сотрясалось от взрывов, а хрупкие стекла окон надкупольного фонаря уцелели. Некоторые из них сохранились чуть ли не с окончания строительства и донесли до нас имена, нацарапанные давними посетителями самой высокой смотровой площадки города.

Собор стоит в центре Исаакиевской площади и с высоты своей смотрит на Мариинский дворец, давший имя Мариинской площади.

Материал предоставлен историком Ф. М. Лурье.

См. также:

Основные достопримечательности Санкт-Петербурга: Исаакиевский собор

Архитектура Исаакиевского собора

Архитектурный ансамбль Исаакиевской площади

История возникновения Исаакиевской площади

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх