Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Общественные здания

Здание Главного Адмиралтейства

18.07.2009 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Здание Главного Адмиралтейства

Здание Главного Адмиралтейства

Адрес: Адмиралтейская наб. 2, 16

Здание Главного Адмиралтейства — шедевр русского национального зодчества, одно из высших достижений архитектуры русского классицизма. Облик здания, как и его роль в ансамбле центра города, определился в итоге длительной строительной деятельности на протяжении всего XVIII и первой четверти XIX столетия.

Адмиралтейство — первая русская кораблестроительная верфь на Балтийском море — заложено 5 ноября 1704 года по собственноручному чертежу Петра I.

В условиях военного времени возникла необходимость оградить верфь со стороны суши укреплениями — земляным валом с пятью бастионами и рвом перед ним.

Первое петровское Адмиралтейство было фахверковым (мазанковым). В 1711 году в центр здания были встроены каменный корпус Адмиралтейской коллегии и над ним фахверковая башня с часами и шпилем.

Обширные одноэтажные строения располагались «покоем», ограничивая открытое к Неве пространство верфи с доками, эллингами и каналами.

В 1721 году началась замена фахверковых адмиралтейских строений каменными.

В 1732 году архитектор И. К. Коробов приступил к перестройке центрального каменного корпуса и к сооружению башни, увенчанной позолоченным шпилем. Работы по перестройке Адмиралтейства и сооружению башни и шпиля были закончены в 1738 году.

В 1783 году в связи с большим пожаром, уничтожившим часть строений Адмиралтейства, было решено перевести его в Кронштадт. Важнейшим мотивом для принятия такого решения была близость Адмиралтейства к Зимнему дворцу и кварталам, застроенным дворцами знати и домами дворянства и купечества. Но реализовать этот замысел не удалось. Вот почему перед строителями, реконструировавшими в начале XIX столетия центральные районы города, возникла необходимость изменить облик столь утилитарного сооружения, примитивного по характеру своей архитектуры, за исключением эффектной башни с её стройным шпилем, увенчанным корабликом-флюгером.

Эта задача была решена гениальным русским зодчим А. Д. Захаровым.

Работы по перестройке здания Адмиралтейства первоначально предполагалось ограничить только фасадами, сохранив старые стены и фундаменты здания. В процессе проектирования Захаров убедился в необходимости внутренней перепланировки.

Разработанный им проект был утвержден 23 мая 1806 года. После утверждения проекта начались работы по перестройке восточного крыла здания против Зимнего дворца. К началу 1812 года была закончена реконструкция коробовской башни и венчающего её шпиля. В этих работах Захаров показал себя искуснейшим строителем. Перестройка башни Адмиралтейства была сложнейшей конструктивной задачей.

Захаров решил опереть пяты свода, возведенного над аркой главных ворот, на старые коробовские стены здания, на что, по словам одного из современников, «редкий, а может быть и никто не мог бы решиться».

Сохранив над башней коробовский шпиль, Захаров подчеркнул преемственную связь нового здания с петровским Адмиралтейством, сыгравшим выдающуюся роль в развитии русского флота на Балтийском море и в строительстве новой столицы.



Мотив широкой арки, прорезающей центральную часть здания, Захаров повторил в фасадах двух симметричных павильонов, обращенных к Неве и завершающих восточное и западное крылья.

Отечественная война 1812 года прервала строительные работы. Они возобновились только в 1814 году и были закончены в 1823 году уже после смерти Захарова его помощниками, архитекторами Д. М. Калашниковым, И. Г. Гомзиным и др.



Из интерьеров наиболее эффектен вестибюль с парадной лестницей, украшенный великолепной колоннадой и скульптурой. Колоннады использованы также в оформлении библиотечного и конференц-зала, осуществленных, как и лестница, по чертежам Захарова.

Следует отметить важнейшую особенность гениального произведения Захарова: здание Главного Адмиралтейства — наиболее выдающийся в истории русского зодчества пример раскрытия идейного содержания архитектурного произведения средствами скульптуры. Захаров привлек к участию в работах лучших русских скульпторов своего времени во главе с Ф. Ф. Щедриным.

Главный горельеф «Заведение флота в России» (скульптор И. И. Теребенев) на аттике башни связан с функциональным назначением и историей здания. На горельефе изображен бог морей Нептун, вручающий Петру I трезубец — символ власти над морем. Боковые части горельефа заполнены фигурами тритонов и нимф, занятых кораблестроительными работами и приветствующих уже спущенные на воду суда. Созданная Теребеневым многофигурная композиция — одна из вершин русской монументальной скульптуры.



Наиболее насыщенно и содержательно скульптурное убранство башни. По сторонам главной арки на гранитных пьедесталах установлены скульптурные группы «Нимфы, несущие глобус», высеченные из пудостского камня по модели скульптора Щедрина. Им же исполнены статуи Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра, стоящие на углах аттика башни. Двадцать восемь статуй над верхней колоннадой башни символизируют четыре времени года, четыре стихии, четыре главных ветра, богиню Изиду — покровительницу кораблестроения и музу астрономии Уранию.

Кроме Ф. Ф. Щедрина и. И. Теребенева, в исполнении моделей скульптуры участвовали С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и А. А. Анисимов.



В композиции огромных по протяженности фасадов Адмиралтейства Захаров выступил как зодчий, подытоживший творческие искания своих предшественников — основоположников русского классицизма — В. И. Баженова и. Е. Старова. Он создал в содружестве со скульпторами целостное, исключительное по выразительности сооружение, раскрывающее с предельной ясностью идею величия и могущества России как морской державы.

Созданное Захаровым новое здание Главного Адмиралтейства повлекло за собой грандиозные работы по оформлению Дворцовой и Сенатской площадей.



Несмотря на некоторые искажения в 1820-х годах и во второй половине XIX века гениального патриотического замысла Захарова — уничтожение части скульптур на фасадах, пробивку оконных проемов третьего этажа на месте лепного фриза, завершавшего плоскости стен главного фасада, и застройку Адмиралтейской набережной, здание Адмиралтейства сохраняет свое значение архитектурной доминанты в грандиозном ансамбле центра города.


Адмиралтейство с его башней и шпилем, на которые ориентированы три основные городские магистрали — Невский проспект, Горховая улица и Вознесенский проспект, по-прежнему является композиционным центром города.



В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от артиллерийских обстрелов и бомбардировок. Более семидесяти бомб и снарядов нанесли тяжелые увечья зданию, которое начали восстанавливать уже в последний год войны под руководством главного архитектора Адмиралтейства В. И. Пилявского, при самоотверженной работе скульптора Я. А. Троупянского и художника-реставратора В. С. Щербакова.

Уничтоженные бомбой три скульптуры на башне были восстановлены к моменту окончания войны.



Посмотреть Адмиралтейство на карте Санкт-Петербурга

Смотри также:

История создания Адмиралтейства

История создания центральных площадей Санкт-Петербурга

Топ достопримечательностей Санкт-Петербурга: Адмиралтейство

Архитектурный ансамбль Адмиралтейства

Архитектура главного здания Адмиралтейства

Перейти в Фотогалерею:

Адмиралтейство
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх