Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Прогулки по Фонтанке

Прогулка по Фонтанке. Около Аничкова моста

04.08.2009 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 0 комментариев

Здания Кабинета

К этому времени рядом с Аничковымм дворцом в 1803 — 1805 годах поднялись двуэтажные корпуса — один на углу Невского проспекта и Фонтанки, другой — на Фонтанке, слева от колоннады, ведущей на парадный двор. В первом из этих корпусов была устроена открытая аркада (наподобие Гостиного двора) с помещениями, приспособленными для торговли, второй корпус предназначался для хозяйственных надобностей и под жилье дворцовой прислуге. Но вскоре угловой корпус был передан «Кабинету» — управлению личным имуществом царской семьи. Аркада была заложена.

Существенные переделки были приведены и в главном здании дворца. Так, в 1817–1818 годах К. И. Росси перестроил многие внутренние помещения дворца, перепланировал обширный усадебный участок, существенно уменьшил размеры дворцового сада. Он спроектировал ограду и построил два павильона, выходящие на нынешнюю площадь Островского. В последующих реконструкциях дворцовых помещений участвовали архитекторы К. Рахау и М. Е. Месмахер.

Очень значительные перестройки во дворце были проведены по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского после того, как в 1935 году Аничковский дворец был передан Дворцу пионеров. Дворец пионеров был открыт 12 февраля 1937 года, с 1948 года он носил имя А. А. Жданова.

Комплекс зданий Аничкова дворца

В комплекс зданий Аничковского дворца входит и дом № 33 по набережной Фонтанки — бывший «Конюшенный корпус», построенный в 1809–1810 годах по проекту архитектора Л. Руска. Здание в плане имеет форму буквы П и образует обширный внутренний двор. Средняя, несколько выступающая часть здания выделена аттиком (невысоким барьером, стенкой над верхним карнизом). В нижнем этаже были конюшни и помещения для карт, в верхних — квартиры прислуги.

Далее по Фонтанке

В свое время между домами № 33 и 35 проходил переулок, в нем, вблизи Фонтанки, в 18633–1865 годах жил М. Е. Салтыков-Щедрин.
Примечателен соседний четырехэтажный дом № 35, он построен в самом начале XIX века, принадлежал купеческой семье Серебрянниковых и предназначался для сдачи квартир внаем. То есть это доходный дом, но не такой как безликие, казарменного типа дома, которые сооружались во второй половине XIX века. Этот дом отличен красотою пропорций, тактичным использованием приемов русского классицизма в зодчестве.

Центр здания выделен пилястровым портиком, который охватывает верхние третий и четвертый этажи и завершается плоским фронтоном. Стены нижних этажей расчленены рустами. Доминирующая в облике здания горизонталь третьего этажа подчеркнута барельефами над окнами, трехчастным окном и балконом на главной оси здания. Композиция фасада асимметрична — правая часть дома шириной в два окна и с закругленным углом пристроена в более позднее время. Автор проекта здания неизвестен.
Некоторые квартиры сохранили старую художественную отделку.

В этом доме в начало 1840-х годов жил писатель и муэыкальный деятель В. Ф. Одоевский, сыгравший важную роль в пропаганде русских народных песен и опер М. И. Глинки. На вечерах у В. Ф. Одоевского в этом доме бывали И. А. Крылов, М. И. Глинка, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, П. А. Вяземский, М. Ю. Виельгорский и приезжавший в Петербург великий венгерский композитор Ференц Лист.
В предвоенное время, в 1930-х годах, здесь размещались коллекции Музея истории Ленинграда.

Дом Кочневой

Своими художественными достоинствами на набережной Фонтанки выделяется дом № 41. Среди историков города он известен как «дом Кочневой».
Это хорошо сохранившееся здание было построено в 1805–1808 годах для купца Ф. Ильина по проекту архитектора Л. Руска. Фасад дома выдержан в традиционных формах классицизма. Значительную художественную ценность представляет собой декоративное оформление интерьеров второго этажа, сохранившиеся фрагменты росписи стен и оформления вестибюля, художественные кафельные печи зала, десюдепорты, барельефный фриз, паркеты и другие элементы оформления здания. В создании убранства дома участвовали такие крупные мастера, как И. И. Теребенев (он — соавтор скульптурного оформления фасадов Адмиралтейства) и живописец И. К. Скотти.
Это здание принадлежит к числу лучших памятников гражданской архитектуры Петербурга начала XIX века.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII в. Александровская колонна ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Астория Б. Растрелли барокко буддийский храм В. Баженов В. Бренна Васильевский Васильевский остров Выборг Выборгский замок Гатчина Главный штаб Гоголь в Петербурге Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцы Елагин остров Ж. Леблон загородные царские резиденции Зимний дворец Золотой треугольник И. Браунштейн Исаакиевский собор К. И. Росси К. Росси Казанский собор Казначейская улица Каменноостровский проспект Каменный остров канал Грибоедова классицизм Коломна культовые сооружения Летний дворец Петра I Лидваль М. Земцов Мариинский дворец Михайловский замок Мойка набережные Невы Нева Невский проспект О. Монферран Ораниенбаум острова Павловск памятник А. С. Пушкину памятник Николаю I Петербург Достоевского Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость прогулки по Выборгу Р. Марфельд Русский музей русский стиль С. Чевакинский Сенная Синий мост собор Средний проспект ВО Стрелка Васильевского острова Стрельна Съезжинская улица Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга Фонтанка Царское Село центр Петербурга Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх