Вдоль Мойки, Фонтанки, Садовой ВДОЛЬ МОЙКИ - Часть 4 26.06.2013 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 0 комментариев
Уже упомянутый А. И. Богданов в своем «Историческом, географическом и топографическом описании Санкт-Петербурга» писал, что «Гостиный или Мытный двор в 1736 году, загоревшись внутри, весь сгорел и от оного пожара развалился, понеже оный строен был весьма стенами тонко, потолки, двери и затворы были деревянные и не стерпя сильного огня, распался, а на последки и остатки разобрали». Пожар 24 июня 1737 года обратил в пепелище значительную часть города — от истока Мойки до Зеленого моста (ныне Народный мост на Невском проспекте). Сгорело более тысячи домов, погибло несколько сот человек. Эти пожары побудили правительство «для открытия поджигателей» разделить город на несколько «частей» и затем в каждой части за три дня произвести перепись жителей. Сохранилось свидетельство, что «мера эта послужила к открытию злоумышленников, которые впоследствии и понесли заслуженную кару». После пожара 1737 года город был разделен на пять частей, петербургские улицы впервые получили официальные наименования. «Погорелые места», участки «на пожарище» в районе Мойки застраивались быстро, новая застройка велась в камне. Менялся социальный состав населения на берегах Мойки. Рабочие и служилый люд, занятые на адмиралтейских верфях, переселились в район Коломны — между реками Мойкой, Фонтанкой, Пряжкой и Крюковым каналом. Южная граница города в XVIII веке отодвинулась от Мойки к. берегам Фонтанки. А на Мойке, в центральной части города, строились резиденции петербургской знати — дворцы, окруженные обширными садами. К началу XX века набережные Мойки приобрели знакомый нам облик. Архивные данные свидетельствуют, что из 116 зданий, стоявших на набережных Мойки, 27 были заняты министерствами. Шесть домов находились в собственности православных и иноверческих церквей; 25 домов принадлежали банкам, акционерным обществам, финансовым и промышленным дельцам; 19 домами владела высокопоставленная аристократия, преимущественно приближенная ко двору. В заключение этого кратного экскурса в историю Мойки скажем еще, что в конце XIX века был составлен курьезный проект ликвидировать Мойку — засыпать ее, а на ее трассе на столбах установить рельсы, которые подходили бы к новому городскому Центральному вокзалу. По замыслу авторов этого проекта, он призван был обслуживать лишь пассажирские поезда. Для товарных составов оставались старые вокзалы. Этот нелепый прожект остался в архивах, и Мойка сохранилась до наших дней. Прогулки по Петербургу вдоль Мойки, Фонтанки, Садовой П. Я. Канн Рейтинг материала:
Tweet |
XVIII в.
Александровская колонна
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Астория
Б. Растрелли
барокко
буддийский храм
В. Баженов
В. Бренна
Васильевский
Васильевский остров
Выборг
Выборгский замок
Гатчина
Главный штаб
Гоголь в Петербурге
Д. Кваренги
Д. Трезини
дацан
Дворцовая площадь
дворцы
Елагин остров
Ж. Леблон
загородные царские резиденции
Зимний дворец
Золотой треугольник
И. Браунштейн
Исаакиевский собор
К. И. Росси
К. Росси
Казанский собор
Казначейская улица
Каменноостровский проспект
Каменный остров
канал Грибоедова
классицизм
Коломна
культовые сооружения
Летний дворец Петра I
Лидваль
М. Земцов
Мариинский дворец
Михайловский замок
Мойка
набережные Невы
Нева
Невский проспект
О. Монферран
Ораниенбаум
острова
Павловск
памятник А. С. Пушкину
памятник Николаю I
Петербург Достоевского
Петроградская
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
прогулки по Выборгу
Р. Марфельд
Русский музей
русский стиль
С. Чевакинский
Сенная
Синий мост
собор
Средний проспект ВО
Стрелка Васильевского острова
Стрельна
Съезжинская улица
Тома де Томон
топ достопримечательностей Петербурга
Фонтанка
Царское Село
центр Петербурга
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|