Исаакиевский собор Фронтоны Исаакиевского собора 14.09.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
На северном фронтоне находится горельеф «Воскресение Христа», а на восточном — изображена сцена встречи Исаакия Далматского с императором Валентом. Оба горельефа исполнены скульптором Ф. Лемером. Ф. Лемер работал преимущественно в Париже и там создал свое главное произведение — рельефы фронтонов церкви Св. Магдалины. Предоставление ответственного заказа на оформление Исаакиевского собора французскому скульптору вызвало недовольство русских специалистов. Скульптор Петр Свинцов даже послал на имя председателя Комиссии по строению Исаакиевского собора князя Волконского письмо, в котором писал: «Иностранцы, вызываемые в Россию по части художеств, не имея в душе никаких патриотических чувств к нашему Отечеству и пользуясь благосклонностью правительства, очень часто употребляют во зло доверенность. Они, доставляя произведения весьма посредственной или даже ничтожной работы, требуют и получают за них огромные суммы денег в явный ущерб казне…» Северный и восточный фронтоны Исаакиевского собораКомпозицию северного фронтона «Воскресение» Ф. Лемер построил по законам симметрии. Группа вписана в равнобедренный треугольник тимпана. Детали скульптуры, разрывая его рамки, выступают за граня фронтонов, несколько нарушая подчиненность пластических форм плоскости стены. Образы решены в значительной мере идеализированно. Горельеф восточного фронтона выполнен Лемером на сюжет о святом Исаакии Далматском. Монах требует от императора Валента прекратить гонения на православных христиан, предсказывая ему скорую гибель. Острота сюжета позволила Лемеру создать удачное произведение. В работе сказалось влияние русских скульпторов и художников. Здесь чувствуется четкость и логичность построения. В центре композиции — фигуры Исаакия и Валента на вздыбленном коне. Горельефы фронтонов были отлиты из бронзы на литейном заводе Берда в 1842–1844 годах. Художественные достоинства этих работ Витали и Лемера позволяют причислить их к лучшим произведениям декоративной скульптуры первой половины XIX века. По углам фронтонов установлены статуи работы И. П. Витали, изображающие апостолов. Их отличает глубина психологической трактовки, тонкость передачи настроения. Они как бы вырастают из масс фронтонов и проецируются на фоне неба. Складки одежды зрительно придают им устойчивость и монументальность. Кажется, что фигуры смотрят вниз, и это способствует их зрительной связи с площадями. При общей идеализации и абстрактности художественной трактовки образов отчетливо заметны элементы реализма. Так, апостол Симон на восточном фронтоне изображен мудрым, спокойным. На западном фронтоне апостол Варфоломей представлен человеком крепкого телосложения, с правильными крупными чертами лица, изборожденного глубокими морщинами. Крест и скребок в его руках — свидетельство мученической смерти: по преданию, с Варфоломея содрали кожу. На вершинах фронтонов — скульптурные группы евангелистов: на западе — св. Марк со львом, на юге — св. Матфей с ангелом, св. Иоанн с орлом — на севере и св. Лука с тельцом — на востоке. Статуи выполнены по единому композиционному принципу: их торсы развернуты, чуть приподнято плечо, нога выставлена вперед, черты лица и складки одежды укрупнены.
Рейтинг материала:
Tweet |
XVIII век
А. Брюллов
А. Воронихин
А. Захаров
А. Квасов
А. Менелас
А. Парланд
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
Александро-Невская лавра
Александровская колонна
Александровский парк Царского Села
Английская набережная
Аничков дворец
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
Баболовский парк
барокко
бастионы Петропавловской крепости
Большая Звезда Павловска
Большой дворец Павловска
Большой каскад Петергофа
Большой Морской канал Петергофа
Большой Петергофский дворец
буддизм
В. Баженов
В. Бренна
В. Демут-Малиновский
В. Стасов
Васильевский остров
Верхний парк Петергофа
вокзалы Петербурга
Г. Маттарнови
готика
Гром-камень
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
дацан
Дворцовая площадь
дворцовые интерьеры
дворцы
дворцы Петергофа
долина реки Славянки
Екатерининский парк Царского Села
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Ж.-Б. Леблон
живопись Эрмитажа
загородные царские резиденции
залы Эрмитажа
Зимний дворец
знаменитые дома Петербурга
И. Браунштейн
И. Коробов
И. Мартос
И. Старов
интерьер Петропавловского собора
Исаакиевский собор
история Павловска
история строительства Исаакиевского собора
К. Росси
Каменноостровский проспект
Каменный остров
китайские места в Петербурге
классицизм
Колонистский парк Петергофа
костел
крепостные сооружения Петропавловской крепости
крепость Бип
Кронверк
культовые сооружения
Л. Шарлемань
Летний сад
Лиговский проспект
Литейный проспект
М. Земцов
Мариенталь
Медный всадник
мемориальные сооружения Павловска
Михайловский замок
модерн
Мойка
Монплезир
монументальные сооружения
мосты
мосты Павловска
мосты Царского Села
Н. Бенуа
Н. Микетти
набережная Карповки
набережная Лейтенанта Шмидта
Невский проспект
необычные дома
необычные музеи
необычные памятники
Нижний парк Петергофа
новая Сильвия
О. Монферран
общественные здания
основание Петропавловской крепости
острова
отделка и интерьеры Исаакиевского собора
открытие Медного всадника
отливка Медного всадника
П. Висконти
П. Гонзаго
П. Клодт
павильоны Царского Села
Павловск
Павловский парк
памятники
парк Александрия
парки
парковые сооружения Павловска
Паульлюст
Петергоф
Петроградская
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
Петропавловский собор
Пиль-башня
постройки Петропавловской крепости
призраки и привидения Петербурга
Пушкин
Распутин
росписи Исаакиевского собора
Русский музей
русский стиль
С. Бржозовский
С. Чевакинский
Садовая улица
Секретный дом
Спас-на-Крови
строительство Исаакиевского собора
сфинксы
Тома де Томон
топ достопримечательностей Петербурга
тюрьма Петропавловской крепости
узники Петропавловской крепости
улица Рубинштейна
фонтан Самсон
Фонтанка
фонтаны
фонтаны Петергофа
храмы Санкт-Петербурга
Царское село
центр Петербурга
Ч. Камерон
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|