(1850-1917)
Интенсивное развитие капитализма в России после отмены крепостного права быстро сказалось на экономике столицы. Петербург стал одним из крупнейших промышленных центров страны. Это сразу же отразилось и на Кронштадте. В пореформенном Петербурге сильное развитие получило судостроение. Кронштадт становится судоремонтным центром. Здесь начал работать первый и крупнейший в России Пароходный завод.
Сооружение завода было одной из важнейших строек России середины XIX века и имеет длительную историю. В январе 1846 года командир Северного округа Морской строительной части инженер-генерал-майор В. П. Лебедев и архитектор Строительного департамента при Морском министерстве А. С. Кудинов были направлены в Англию и Голландию для ознакомления с предприятиями, которые могли бы служить образцами при сооружении Пароходного завода в Кронштадте. Они и явились авторами проекта завода.
Санкт-Петербург, www.ilovepetersburg.ru
5 августа 1846 года была назначена комиссия для выбора места и выработки условий строительства завода. По материалам комиссии Николай I назначил для завода место и повелел «немедленно приступить к свайной бойке». После того как было забито 158 круглых пятисаженных (10,66 м) свай, обнаружилось, что место выбрано неудачно. 5 февраля 1847 года «в отмену прежде избранной местности» был утвержден второй вариант проекта завода, уже на новом месте.
По проекту главные корпуса завода в форме замкнутого каре образуют внутренний заводской двор. Вдоль западной и восточной сторон двора — два длинных производственных корпуса. Главные корпуса, однопролетные кирпичные на свайном основании с фундаментом в виде обратных арок, перекрыты металлическими стропилами с железной кровлей.
Строительство Пароходного завода вел Строительный департамент при Морском министерстве. Главным строителем завода был назначен В. П. Лебедев, избравший своим помощником инженер-капитана Биллио. После смерти В. П. Лебедева в декабре 1848 года главным строителем стал инженер-подполковник А. В. Модрах. Архитектурную часть проекта вел А. С. Кудинов. Архитектором при постройке вначале состоял художник Зондергаузенский, в апреле 1849 года его сменил архитекторский помощник А. А. Павлов.
По книге «Кронштадт. Архитектурный очерк»
Б. А. Розадеев, Р. А. Сомина, Л. С. Клещева
Другие записи с тегом Кронштадт
источник: www.ilovepetersburg.ru