Медный всадник История создания надписи-посвящения на памятнике Петру I 15.11.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
Как и все, что связано с монументом, большой интерес представляет история создания надписи, о которой вскользь упоминает Фельтен. Надпись, введенная в монумент, должна быть его органической частью, должна быть монументальной, под стать самому памятнику. Составить такую надпись, найти для нее нужное место в композиции монумента нелегкая задача. В XVIII столетии к различного рода памятным надписям относились чрезвычайно серьезно, и составление почиталось за большое искусство. Варианты памятной надписиНадпись к памятнику Петру делали многие, вплоть до Ломоносова, но большинство этих вариантов было лишено необходимой лаконичности. Характерно в этом смысле предложение Дидро, который, пожалуй, как никто другой принимал близко к сердцу все, что происходило в Петербурге с новым монументом. Он предложил Фальконе поместить на пьедестале следующую надпись на латыни «Петру Первому посвятила памятник Екатерина Вторая» и «Воскресшая доблесть привела с колоссальным усилием эту громадную скалу и бросила ее под ноги героя». Легенда рождения памятной надписиСуществует также версия, что идея надписи принадлежит актеру Бахтурину, который со своими друзьями посетил в 1772 году мастерскую Фальконе и после того как все присутствовавшне там благоговейно замолчали, увидев творение художника, воскликнул: «Подлинно, братцы, можно сказать, что это богиня богу посвящает». Слова эти будто бы стали известны Фальконе и подсказали ему принятый вариант надписи. Все, однако, было иначе. Еще 14 августа 1770 года в письме к Екатерине, в котором Фальконе чрезвычайно высоко оценивает рисунок Лосенко памятника Петру он между прочим сообщал: «На подножии статуи я поместил эту краткую надпись: Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая». Таким образом, надпись была готова у Фальконе за два года до того, как Бахтурин посетил его мастерскую, и, значит, нет никакого сомнения, что автором ее был сам художник. В том же письме Фальконе продолжал: «Очень бы я желал, чтобы и на самом камне догадались не написать ничего более. Таков лапидарный слог наипростейший, наилучший, бывший в употреблении у древних для памятников их. Но благодаря новейшим плохим разумникам стали делать нескончаемые надписи, в коих расточается болтовня, когда одного меткого слова было бы достаточно». Фальконе был доволен своей находкой, он старался убедить императрицу в удачности выбранного текста. Несмотря на очевидную лаконичность надписи, предложенной Фальконе, в редакции Екатерины она получилась еще более лапидарной и, что весьма существенно, приобрела новый смысл. Исчезло одно лишь слово из пяти предложенных Фальконе - на пьедестале поместили предельно лаконичный текст: «Петру Первому Екатерина Вторая». В этой новой редакции нашло выражение постоянное стремление Екатерины утвердить себя достойной продолжательницей дел Петра, вторым по значению, после первого преобразователя России, государственным деятелем. В варианте надписи, предложенном Фальконе, главным было слово «воздвигла», которое обращало внимание зрителя прежде всего на памятник, а в окончательном варианте основное значение приобрел акцент на порядковой последовательности - «первому» «вторая», последовательности, в которой таился тонкий политический расчет. А. Каганович
Рейтинг материала:
Tweet |
XVIII век
А. Брюллов
А. Воронихин
А. Захаров
А. Квасов
А. Менелас
А. Парланд
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
Александро-Невская лавра
Александровская колонна
Александровский парк Царского Села
Английская набережная
Аничков дворец
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
Баболовский парк
барокко
бастионы Петропавловской крепости
Большая Звезда Павловска
Большой дворец Павловска
Большой каскад Петергофа
Большой Морской канал Петергофа
Большой Петергофский дворец
буддизм
В. Баженов
В. Бренна
В. Демут-Малиновский
В. Стасов
Васильевский остров
Верхний парк Петергофа
вокзалы Петербурга
Г. Маттарнови
готика
Гром-камень
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
дацан
Дворцовая площадь
дворцовые интерьеры
дворцы
дворцы Петергофа
долина реки Славянки
Екатерининский парк Царского Села
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Ж.-Б. Леблон
живопись Эрмитажа
загородные царские резиденции
залы Эрмитажа
Зимний дворец
знаменитые дома Петербурга
И. Браунштейн
И. Коробов
И. Мартос
И. Старов
интерьер Петропавловского собора
Исаакиевский собор
история Павловска
история строительства Исаакиевского собора
К. Росси
Каменноостровский проспект
Каменный остров
китайские места в Петербурге
классицизм
Колонистский парк Петергофа
костел
крепостные сооружения Петропавловской крепости
крепость Бип
Кронверк
культовые сооружения
Л. Шарлемань
Летний сад
Лиговский проспект
Литейный проспект
М. Земцов
Мариенталь
Медный всадник
мемориальные сооружения Павловска
Михайловский замок
модерн
Мойка
Монплезир
монументальные сооружения
мосты
мосты Павловска
мосты Царского Села
Н. Бенуа
Н. Микетти
набережная Карповки
набережная Лейтенанта Шмидта
Невский проспект
необычные дома
необычные музеи
необычные памятники
Нижний парк Петергофа
новая Сильвия
О. Монферран
общественные здания
основание Петропавловской крепости
острова
отделка и интерьеры Исаакиевского собора
открытие Медного всадника
отливка Медного всадника
П. Висконти
П. Гонзаго
П. Клодт
павильоны Царского Села
Павловск
Павловский парк
памятники
парк Александрия
парки
парковые сооружения Павловска
Паульлюст
Петергоф
Петроградская
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
Петропавловский собор
Пиль-башня
постройки Петропавловской крепости
призраки и привидения Петербурга
Пушкин
Распутин
росписи Исаакиевского собора
Русский музей
русский стиль
С. Бржозовский
С. Чевакинский
Садовая улица
Секретный дом
Спас-на-Крови
строительство Исаакиевского собора
сфинксы
Тома де Томон
топ достопримечательностей Петербурга
тюрьма Петропавловской крепости
узники Петропавловской крепости
улица Рубинштейна
фонтан Самсон
Фонтанка
фонтаны
фонтаны Петергофа
храмы Санкт-Петербурга
Царское село
центр Петербурга
Ч. Камерон
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|