Строительство канала начало налаживаться только с назначением в сентябре 1734 года И. Любераса, опытного, знающего инженера, на пост главного командира над смотрением Кронштадтского канала и доков и главного командира в конторе строений.
Люберас предложил воспользоваться уже готовым, по существу, доком, который требовалось оборудовать стапелем, чтобы можно было ремонтировать корабли. Согласившись с этим предложением, отказались от устройства доков у бассейна. Была принята следующая система водосброса: бассейн увеличивался по объему и углублялся по сравнению с глубиной канала, и вода из канала и доков самотеком поступала в бассейн, а из него перекачивалась в море. Эта система действует до сих пор, только с развитием техники менялись средства и сроки перекачки.
Работы предполагалось закончить в три года, но они растянулись до 1752 года. В 1750 году приступили к работам по расширению бассейна, а котлованы начатых доков были засыпаны.
30 июля 1752 года состоялось торжественное открытие канала в присутствии Елизаветы Петровны. Канал был назван именем Петра I Великого. Длина всей системы от устья до конца бассейна около 2 километров 240 метров. Стены канала и дамбы сделаны из тесаного камня, укрепленного металлическими скобами, и залиты цементом особого состава. В устье канала имелось два батопорта, с помощью которых морская часть канала содержалась сухой во время работ.
Современники очень высоко оценили остроумие и простоту этой системы — одного из интереснейших гидротехнических сооружений первой половины XVIII века. И действительно, в то время в Европе не было ни одного сооружения, равного кронштадтским докам, в которых одновременно могли ремонтироваться более 10 кораблей. С открытием канала Петра Великого Кронштадт с его доками превратился в первоклассную верфь.
В последующие десятилетия XVIII века большие строительные работы в Кронштадте не проводились, поэтому здесь нет ни одного построенного здания в стиле русского развитого барокко. Целый ряд проектов так и остался неосуществленным. Самые интересные из них — проекты Морского госпиталя.
По книге «Кронштадт. Архитектурный очерк»
Б. А. Розадеев, Р. А. Сомина, Л. С. Клещева
Другие записи с тегом Кронштадт