Павловск Мавзолей «Супругу-благодетелю» 20.07.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
Центральная аллея Новой Сильвии пересекает неглубокий овраг. С насыпи, по которой проложена аллея, открывается вид на стоящее в глубине балки торжественно мрачное здание. Для прохода к нему невдалеке проложена узкая извилистая дорожка. Ее начало отмечено чугунными траурными воротами. Извиваясь в чаще леса, дорожка пересекает овраг и выходит на угол небольшой площадки перед уединенным павильоном. Он сооружен в формах небольшого античного храма с четырехколонным портиком перед главным фарадом. Стены облицованы крупными квадрами известняка и завершены антаблементом с плачущими масками во фризе. На фронтоне главного фасада надпись: «Супругу-благодетелю». На фронтоне заднего фасада указаны даты рождения и смерти Павла I, которому посвящено сооружение. Павильон, по традиции, принято называть Мавзолеем, но он не является усыпальницей, а лишь мемориальным сооружением, своеобразным памятником Павлу I. Павильон установлен на высоком гранитном цоколе-подиуме, прорезанном спереди широкой лестницей, ведущей к портику. Гладкие, монолитные из красного гранита колоны без баз решены в пропорциях дорического ордера, но с некоторыми особенностями. Так, шейки их сильно сужены и каннелированы, а широко распластанные эхины из светло-серого мрамора обогащены резьбой. Перекрытие портика разделено на кессоны, заполненные розетками. В центре главного фасада — дверной проем, он закрыт кованными из железа ажурными дверями безукоризненных пропорций. Стволы дверей окаймлены узором меандра и украшены золочеными изображениями узких ваз в форме слезниц и опрокинутых факелов. Через двери и боковые окна внутрь падает слабый свет. В таинственном полумраке на противоположной светлой стене четко выделяется широкий плоский обелиск темно-красного гранита, на верхней части которого находится медальон с профилем Павла I. Перед обелиском, превосходно вписываясь в его контур, помещена беломраморная скульптура, изображающая коленопреклоненную женщину, припавшую в скорбном рыдании к скале с погребальной урной. Образ плакальщицы в античной одежде решен без портретного сходства, и тольке венец иа голове говорит о ее сане. Изваяние находится на высоком постаменте, передняя стена которого занята барельефом, изображающим в аллегорически героизированной форме детей Павла. Помещение обработано очень аскетично, с целью направить все внимание на монумент. Стены облицованы искусственным белым мрамором с панелью темно-серого цвета. В самом низу проложен узкий плинт из черного мрамора. Верх стен завершен слегка выступающим фризом и лепным карнизом большого выноса с модульонами. Цилиндрический свод перекрытия обработан шестигранными кессонами с лепными розеттами двух видов. В центре на трех цепях свисал бронзовый светильник в виде удлиненной амфоры с золочеными масками на ней. На торцевых стенах в тимпанах помещены лепные композиции. На задней стене над обелиском находятся два амура с опущенными факелами в руках. На передней стене, над дверями, изображена аллегорическая фигура «Славы» со скрижалями Истории в руках. В 1803 году Мария Федоровна заказала нескольким зодчим проект мемориального сооружения. Из представленных работ был выбран вариант Тома де Томона. Летом 1805 года состоялась закладка фундамента. Непосредственное руководство возведением мавзолея и благоустройством окружающей территории было поручено каменных дел мастеру К. Висконти. Памятник для мавзолея был изваян знаменитым русским скульптором И. П. Мартосом в 1807 году. Постройка здания была завершена в основном в июне 1808 года, но окончательная его отделка и открытие мавзолея относятся к 1810 году. Мавзолей, созданный в тесном содружестве архитектором Томоном и скульптором Мартосом, является одним из сокровищ русского искусства начала XIX века, Мастерство этих крупных художников гармонически слилось здесь воедино. Уже сам замысел генерального плана с тропинкой, начинающейся у Траурных ворот, вьющейся затем в мрачном лесу и внезапно выходящей к углу угрюмого и монументального здания, подготавливает зрителя к восприятию памятника. Поднимаясь по лестнице к портику, он видит перед собой сквозные двери, за ними в глубине таинственного полумрака темнеет обелиск, на фоне которого контрастно выделяется белое изваяние. Сквозь два высоко поднятых окна на скульптуру падает слабый свет. Внимание зрителя поневоле концентрируется на ней. Дорожка, ведущая к зданию, и архитектурные формы мавзолея подготавливают зрителя к определенному настроению. Синтез искусств производит сильное впечатление. Значительный урон зданию и всему окружению был нанесен в период фашистской оккупации. После войны проведены большие реставрационные работы.
Рейтинг материала:
Tweet |
XVIII век
А. Брюллов
А. Воронихин
А. Захаров
А. Квасов
А. Менелас
А. Парланд
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
Александро-Невская лавра
Александровская колонна
Александровский парк Царского Села
Английская набережная
Аничков дворец
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
Баболовский парк
барокко
бастионы Петропавловской крепости
Большая Звезда Павловска
Большой дворец Павловска
Большой каскад Петергофа
Большой Морской канал Петергофа
Большой Петергофский дворец
буддизм
В. Баженов
В. Бренна
В. Демут-Малиновский
В. Стасов
Васильевский остров
Верхний парк Петергофа
вокзалы Петербурга
Г. Маттарнови
готика
Гром-камень
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
дацан
Дворцовая площадь
дворцовые интерьеры
дворцы
дворцы Петергофа
долина реки Славянки
Екатерининский парк Царского Села
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Ж.-Б. Леблон
живопись Эрмитажа
загородные царские резиденции
залы Эрмитажа
Зимний дворец
знаменитые дома Петербурга
И. Браунштейн
И. Коробов
И. Мартос
И. Старов
интерьер Петропавловского собора
Исаакиевский собор
история Павловска
история строительства Исаакиевского собора
К. Росси
Каменноостровский проспект
Каменный остров
китайские места в Петербурге
классицизм
Колонистский парк Петергофа
костел
крепостные сооружения Петропавловской крепости
крепость Бип
Кронверк
культовые сооружения
Л. Шарлемань
Летний сад
Лиговский проспект
Литейный проспект
М. Земцов
Мариенталь
Медный всадник
мемориальные сооружения Павловска
Михайловский замок
модерн
Мойка
Монплезир
монументальные сооружения
мосты
мосты Павловска
мосты Царского Села
Н. Бенуа
Н. Микетти
набережная Карповки
набережная Лейтенанта Шмидта
Невский проспект
необычные дома
необычные музеи
необычные памятники
Нижний парк Петергофа
новая Сильвия
О. Монферран
общественные здания
основание Петропавловской крепости
острова
отделка и интерьеры Исаакиевского собора
открытие Медного всадника
отливка Медного всадника
П. Висконти
П. Гонзаго
П. Клодт
павильоны Царского Села
Павловск
Павловский парк
памятники
парк Александрия
парки
парковые сооружения Павловска
Паульлюст
Петергоф
Петроградская
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
Петропавловский собор
Пиль-башня
постройки Петропавловской крепости
призраки и привидения Петербурга
Пушкин
Распутин
росписи Исаакиевского собора
Русский музей
русский стиль
С. Бржозовский
С. Чевакинский
Садовая улица
Секретный дом
Спас-на-Крови
строительство Исаакиевского собора
сфинксы
Тома де Томон
топ достопримечательностей Петербурга
тюрьма Петропавловской крепости
узники Петропавловской крепости
улица Рубинштейна
фонтан Самсон
Фонтанка
фонтаны
фонтаны Петергофа
храмы Санкт-Петербурга
Царское село
центр Петербурга
Ч. Камерон
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|