В наибольшей степени ощущение монументальности присуще, пожалуй, южному портику Казанского собора. Сильно выдвинутый вперед, образованный целым лесом колонн — их здесь двадцать, — он зрительно «нагружен» весом массивного аттика, продолжающего верхний ярус стен. Начните медленно обходить этот портик — и вы увидите, как его колонны словно пришли в движение, то выстраиваясь в стройные ряды, то смешиваясь в живописном беспорядке. Монументальная статичная постройка как бы оживает.
И это — одно из проявлений поразительной способности архитектуры Казанского собора являться зрителю в самых, казалось бы, противоположных качествах. Вот, например, боковые стены главного корпуса. Они прорезаны огромными прямоугольными окнами, расположенными в два яруса. Хорошо согласованные пропорции проемов и четкий ритм пилястр придают композиции этих стен классическую соразмерность и строгость. Но взгляните на восточный фасад — и вас поразит бурное столкновение архитектурных форм. Дуга колоннады под острым углом подходит в этом месте к стене собора. Встречное движение словно выбрасывает на зрителя мощный выступ фасада. А. он уже более мягко «перетекает» в цилиндрический объем апсиды, ограничивающий алтарную часть храма.
Поверхность стен здесь неспокойна. Переменчив ритм пилястр - они то мерно следуют округлости апсиды, то группируются по две, по три, отмечая углы. Глядя на собор с юго-востока вы вспоминаете динамические композиции барокко — столько движения в этих каменных массах. И действительно, как и в интерьерах Строгановского дворца, Воронихин не боится соединять в композиции Казанского собора противоречивые черты, навеянные ушедшим в прошлое барокко и впервые рожденные классицизмом. Это отнюдь не нарушает цельности замысла, но обогащает архитектуру новыми качествами, делает ее более живой, насыщает контрастами.
Во всем многообразии своего облика Казанский собор воспринимается со стороны Казанской улицы. Отсюда одновременно мы можем видеть и главный корпус здания, и его многоколонные портики, и купол; а в проезде улицы, ведущей к Невскому проспекту, высятся мощные пилоны западного портика наружной колоннады. Глядя отсюда, особенно глубоко ощущаешь пластичность архитектуры этого здания, чувствуешь, как поистине скульптурно трактованы Воронихиным архитектурные формы.
В. Лисовский