В день освящения Казанского собора, 15 сентября 1811 года по Невскому проспекту церемониальным маршем прошли войска петербургского гарнизона. Вся площадь перед собором была заполнена людьми; опоздавших зрителей, толпившихся на набережных канала и боковых улицах, с трудом сдерживали дюжие гвардейцы. Процессия священнослужителей с иконой Казанской богоматери обошла вокруг всего здания и скрылась внутри храма. Икону поместили в резной иконостас, созданный по рисунку Воронихина, и здание нового собора огласилось звуками торжественного хора.
Еще много месяцев спустя после того, как фасады собора были освобождены от лесов, вокруг здания постоянно толпился народ. Казанский собор сразу стал одной из главных достопримечательностей Петербурга. Его архитектура восхищала всех, кто спешил посмотреть на новое сооружение. Имя Воронихина не сходило с уст людей. Достоинства архитектурной композиции собора большинством современников были оценены сразу и правильно. Так, П. П. Свиньин, издавший в 1816 году «Достопамятности Санкт-Петербурга», называя Казанский собор «изящным произведением искусств», справедливо писал, что воспоминание о нем «перейдет в потомство и послужит, конечно, уликою завистникам, утверждающим, что русские лишены творческого гения, что им в удел досталось одно подражание».
Казанский собор — здание, предназначенное для отправления религиозного культа. Но архитектурный образ его несравненно значительнее и глубже, чем образ обычной церкви. Такое углубление архитектурной темы удалось Воронихину благодаря применению целого ряда тонко разработанных композиционных приемов. Воронихин —градостроитель и гражданин — несомненно отдавал себе полный отчет в том, какую большую роль возводимое им сооружение
должно было сыграть в дальнейшем строительстве Петербурга, а уготованную его детищу удивительную судьбу, которая тесно переплелась с судьбами страны и народа он словно предвидел.
В. Лисовский