Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Гатчина

Отделка и интерьеры помещений Гатчинского дворца

29.04.2011 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Дверь из галереи вела в Предовальную комнату, затем в Овальную, отделанную В. Бренной, и далее в Чесменскую галерею, занимавшую основную часть дугообразного крыла, связывавшего главный и Кухонный корпуса. В стены Чесменской галереи, носившей в XVIII веке название Золотой и Галереи к церкви, были вделаны три картины — копии с исполненных Ф. Гаккертом изображений отдельных эпизодов знаменитого морского сражения при Чесме в 1770 году. В отделке этого помещения широко использовались лепные композиции из оружия и доспехов. Проходная комната и парадная лестница, расположенная в главном корпусе, связывали Чесменскую галерею с Аванзалом.
Аванзал соединялся коридором с лестницей в Сигнальной башне и с Мраморной столовой — одним из наиболее эффектных дворцовых помещений. По своим размерам Мраморная столовая лишь незначительно уступала Белому залу дворца, расположенному в центре бельэтажа главного корпуса. Мраморную столовую украшали великолепные коринфские колонны из белого каррарского мрамора, двери наборной работы с лепными сандриками и скульптурными панно над ними, декоративная лепка на стенах зала. В потолок Мраморной столовой были вделаны два живописных плафона. Один из них – «Аполлон и Музы» — был исполнен русским мастером Гаврилой Лоховым, другой – «Вакх и Ариадна» – принадлежал кисти неизвестного итальянского живописца XVIII века.

Отделка смежной с Мраморной столовой Тронной Павла I, обращенной окнами сторону парка, принадлежала В. Бренне. Её стены закрывали огромные гобелены

«Азия» и «Африка», созданные во Франции в мастерской Ж. Нельсона по картонам Ф. Депорта в 1780–1781 годах. От первоначальной отделки Ринальди здесь сохранялись великолепный по рисунку паркет и остатки стенной росписи.

Смежную с Тронной гостиную императрицы Марии Федоровны декорировали гобелены из серии «Дон-Кихот», вытканные по картонам Куапеля под руководством Козетта и Одрана в 1770-х годах. Предметы мебели с резьбой и позолотой были обиты бархатом малинового цвета, благодаря чему гостиную называли Малиновой.

В примыкающей к Малиновой гостиной Парадной спальне от отделки Ринальди сохранялся до 1941 года наборный паркет. Стены Парадной спальни членились по вертикали широкими пилястрами, расписанными арабесками. В обивке мебели и стен был использован голубой шелк. Плафон на сюжет из «Метаморфоз» Апулея исполнил в 1799 году Габриель Дуайен.

Следующие за Парадной спальней помещения: Овальный будуар, Башенный кабинет, Туалетная и две малые проходные комнаты, из которых одна — Зеленая, угловая, служила переходом в Тронную Марии Федоровны, — располагались в торцевой части центрального корпуса дворца.



В Овальном будуаре на падугах сохранялась лепка, выполненная по рисункам

Ринальди. Мраморные наличники дверных проемов, полированные и инкрустирован

ные полотнища дверей и паркет будуара имели аналогии в Китайском дворце и

Катальной горке в Ораниенбауме. 

Наибольший интерес и художественную ценность среди парадных помещений бельэтажа представлял Белый зал, частично сохранявший отделку, выполненную по рисункам Ринальди: лепное декоративное убранство стен, пилястры, наборный паркет, возобновленный по старому рисунку в 1880-х годах, скульптурные панно над дверями зала.



В 1796–1797 годах по проекту Бренны в стены зала были вделаны мраморные барельефы, в том числе и подлинные античные, а на потолке укреплен живописный плафон «Геркулес на распутье», написанный итальянским живописцем-декоратором XVIII века Д. Бонито. Большую ценность имела коллекция мраморной скульптуры, находившаяся в этом зале. В проходе из Белого зала в Аванзал был помещен мраморный барельеф — скульптурный портрет А. Ринальди работы Ф. И. Шубина. При пожаре дворца в 1944 году он не пострадал и в настоящее время экспонируется в городе Ломоносове в Китайском дворце.

В правом дугообразном крыле дворца расположена Греческая галерея. Она связывала парадные комнаты бельэтажа главного корпуса с помещениями в Арсенальном каре и была отделана В. Бренной. Галерею украшали рельефы с изображениями сцен из античного быта, многочисленные скульптуры, а также полотна Г. Робера, изображающие фантастические здания и развалины античных сооружений.

Арсенальное каре, отделанное внутри архитектором Р. И. Кузьминым, по характеру оформления помещений было типичным для русской архитектуры середины XIX века.
Наряду с залами в характере Ренессанса здесь были помещения, отделанные в других стилях. Так, значительный интерес представляли: Готическая галерея, отличавшаяся законченностью и цельностью своего облика, Мраморная лестница, Арсенальный зал в нижнем этаже, где были размещены трофеи царских охот, и др. Большое историко-бытовое значение имели личные комнаты Александра III на антресолях Арсенального каре.



После Октябрьской революции Гатчинский дворец, открытый для широкого обозрения, стал одним из крупнейших историко-бытовых и художественных музеев в нашей стране. Развернутая в его стенах экспозиция сохранялась до 1941 года, когда наступление немецко-фашистских войск на Ленинград поставило под угрозу его пригороды. В связи с этим наиболее ценные экспонаты дворца-музея были эвакуированы. Спасение музейных ценностей от гибели явилось большой заслугой коллектива сотрудников музея, возглавлявшегося С. Н. Балаевой.

В 1977 году под руководством архитектора М. М. Плотникова началось восстановление интерьеров дворца, погибших во время пожара в январе 1944 года.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх