Когда Воронихин мог начать работать над проектом Казанского собора? Вероятно, заблаговременно, может быть вскоре после того, как был организован конкурс 1799 года. Свидетельством тому могут служить найденные и опубликованные профессором Г. Г Гриммом два предварительных варианта проекта собора. Чертеж первого варианта изображает разрез здания, увенчанного огромным куполом на барабане, окруженном грандиозной колоннадой. Здесь ни в общем решении, ни в деталях не видно сходства с окончательным проектом.
Чертеж второго варианта рисует собор уже более похожим на то здание, которое всем нам знакомо- торжественный шестиколонный портик оформляет главный западный вход в храм; задняя стена портика разделена на два яруса — в нижнем ярусе в нишах поставлены скульптуры в верхнем в квадратных рамах легкими штрихами пера намечены барельефные панно. Но оба чертежа не дают представления о главном — о плане собора, о его наружной колоннаде. А между тем именно в плане был ключ к решению задачи. Это прекрасно понимал Воронихин, продолжая поиски.
Зодчий напряженно думает. Каким должен стать главный собор столицы Российской империи? Только ли культовым зданием или чем-то большим? Можно ли поместить в центре Петербурга бездушную копию римского «святого Петра», как того требует император? Но ведь главный собор Рима строился давно — в XVI и XVII веках, строился долго, разными мастерами, в ином архитектурном окружении. А каждое значительное произведение зодчества — это портрет эпохи, его породившей, страницы истории народной, воплощенные в камне и мраморе. Только таким мыслит себе зодчий Воронихин свое будущее творение. И ответ на мучающие его вопросы представляется ему совершенно определенным: нет, он не копиист, и не бывать на берегах Невы двойнику собора, возведенного на берегах Тибра! Но как же тогда быть с условием, поставленным царем? Как обойти это условие, в то же время не задев самолюбия государя?
В. Лисовский