Критики еще при жизни Воронихина не раз упрекали его за эту особенность композиции здания. В их представлении понятие монументальности обязательно связывалось с ощущением тяжести, устойчивости, громадности размеров. А ведь размеры Казанского собора действительно внушительны. Длина главного корпуса собора с запада на восток составляет 72,5 метра; трансепт немногим короче — 56,7 метра. Вершина купола поднята на высоту 62 метров. Размах наружной колоннады превышает 100 метров, а высота каждой из 92 колонн, составляющих ее, почти 13 метров. Своды, перекрывающие проезды боковых портиков колоннады, переброшены от одной опоры до другой на расстояние 7,8 метра.
Как, однако, просто обошелся Воронихин со столь внушительными цифрами! Как будто ему не представляло никакого труда перекрывать эти пролеты, ставить ряды огромных колонн, возносить тяжелый купол на такую высоту. Подобная «простота» оказалась возможной в значительной мере благодаря удачным конструктивным решениям зодчего, казавшимся его современникам рискованными.
И Казанский собор, несмотря на свои размеры, получился зрительно легким, гармоничным, стройным. Архитектура здания «звучит», как многоголосая музыка, как гимн радости. Но этим отнюдь не исчерпывается содержание архитектурного образа собора.
Подойдите к зданию поближе, вступите под сень его колоннады. Тогда вы в полной мере почувствуете ту монументальность, которой, как казалось издали, недостает собору. Высокие колонны, сложенные из блоков пористого пудожского камня, несут громадную тяжесть перекрытий. Далеко в перспективу уходит коридор колоннады. Там, в сгущающемся полумраке, видны огромные двери, украшенные бронзовыми рельефами.
В. Лисовский