Автор проекта планировки Нового сада не установлен. Предположительно можно говорить об участии в его составлении С. И. Чевакинского и Н. Жирара. Строительство парка велось под руководством садовых мастеров К. Шредера и М. Кондакова.
В 1748—1749 годах был вырыт канал, ограничивший с четырех сторон центральную часть Нового сада. Главная композиционная ось Нового сада совпадает с осью дворца и Старого сада, вторая ось перпендикулярна первой. На пересечении этих осей проектировался фигурный партер с цветниками и круглым бассейном посредине.
По планировке все четыре больших квадрата Нового сада различались между собой. В каждом из них предполагалось осуществить одну из излюбленных в XVIII веке увеселительных затей. К их устройству приступили в 1750-х годах. В центре первого квадрата была сооружена круглая насыпная земляная площадка с откосами, отделанными дерном. Засаженная кленами и по краю соснами, она сохранилась до нашего времени, как и общая планировка куртины с радиальными аллеями. Акации, высаженные шпалерами в партере первого квадрата, подстригаются.
В следующем квадрате предполагалось устройство «воздушного театра» — театра под открытым небом с дерновыми скамьями. Здесь в 1778—1779 годах был построен Китайский театр. В третьем квадрате сооружена высокая земляная насыпная гора Парнас с ведущей на ее вершину спиралеобразной дорожкой.
В четвертом квадрате Нового сада но было сложных земляных устройств. В 1778 году но проекту И. В. Неелова здесь были вырыты два пруда неправильных очертаний и созданы искусственные островки. Их берега сделаны пологими и устланы дерном. Таким образом, четвертый квадрат получил пейзажную планировку. Аллеи и прямолинейные каналы с затейливыми мостиками создают красивые перспективы Нового сада и усиливают впечатление праздничности, характерное для садово-паркового искусства середины XVIII века,