Так как ежегодный перевод кораблей и судов на зимовку в Петербург и весенний вывод их к Котлину представлял значительные трудности из-за мелководья и сложности Невского фарватера, в первую очередь началось строительство гавани. В 1709 году для ограждения будущей гавани от Андреевской батареи, почти под прямым углом к берегу, началось строительство мола-пристани. На углу новой пристани, в 213,4 метра от Кроншлота, была установлена 14-орудийная батарея. Для прикрытия гавани с ее сооружениями и построек около молодого порта со стороны косы возвели временные земляные укрепления. В 1714 году строительство гавани было закончено.
Еще не было полностью завершено строительство молов и гавани, когда у Петра I укрепилась мысль о придании городу на Котлине значительно более важной роли, чем роль только крепости и порта. 16 января 1712 года последовал указ, гласящий: «Объявить шляхетским тысячи домам, купетским лучшим пятистам, средним пяти же стам, рукомесленным всяких дел тысячи домам (из которых половина те, которые заводы имеют, яко коже-веники и проч.), что им жить на Котлине острове по окончании сей войны, и даны им будут дворы готовые за их деньги, а шляхетству дворы и земли под деревни (последние без денег) и кой час будет, даст бог, мир, тотчас будут переведены и для того сказывают заранее, чтоб никто неведением не отговаривался... и сей выбор людей надлежит без поманки выбрать под потерянием живота, чести и пожитков, кто недостойных в сей перевод напишет».
По книге «Кронштадт. Архитектурный очерк»
Б. А. Розадеев, Р. А. Сомина, Л. С. Клещева
Другие записи с тегом Кронштадт
источник: www.ilovepetersburg.ru