Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Медный всадник

Судно Корчебникова

18.11.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Сохранился чертеж судна, исполненный Корчебниковым в 1766 году, по которому было построено ластовое судно красивых пропорций, поражавшее чистотой своих линий, четкостью и конструктивностью деталей. Уже здесь видна рука опытного мастера своего дела. В это время Корчебников имел высокое звание «галерного мастера» — сам строил и успешно руководил работой других. В 1768 году он исполнил проекты «коммерческим судам».

Из всего сказанного ясно, что, когда появилась потребность в создании проекта судна для перевозки Гром-камня, груза необыкновенной тяжести, к Корчебникову обратились не случайно. Только он мог справиться со столь сложным заданием, требовавшим не просто знания расчетов, но и смелости, умения предусмотреть случайности, достичь абсолютной надежности в конструкции. На мастера пала большая ответственность, и он с честью справился со своей задачей.
Григорий Корчебников — еще один талантливый человек, крупный специалист своего дела, принявший участие в эпопее создания монумента Петра Первого, один из тех, чье имя до сих пор не встречалось в литературе, посвященной монументу, но заслуги которого, тем не менее, трудно переоценить.

Расчеты судна должны были быть настолько безупречны, чтобы уже в проекте были вполне наглядны его выносливость и ходовые качества. Сильной помехой для Корчебникова, впрочем, как и для многих, имевших отношение к перевозке камня, была царившая в Конторе строений и Адмиралтейств-коллегий нервозная обстановка и спешка. Боязнь за последствия возможной неудачи отнюдь не помогала в работе. И все же Корчебников завершил свой проект, который рассматривался Адмиралтейств-коллегией 8 апреля 1770 года и после долгого и всестороннего обсуждения был утвержден. Была признана его разумность и простота, не вызывали сомнений устойчивость и грузоподъемность судна.

Таким образом, «по учиненному чертежу и по показанию мастера Корчебникова» Вишняков и Шляпкин со своей артелью плотников-корабелов приступили в начале мая 1770 года к сооружению судна. В этот весенний месяц завозили материалы, расчищали площадку под строительство, сооружали фундамент, на котором следовало вести работы. Как всегда в начале, хлопот было много, надо было наладить быт плотников, распределить обязанности и прочее. Строительство грузовых кораблей было привычным делом, особых трудностей поначалу не ожидали, однако все оказалось не столь просто: судно имело необычную форму и требовалось очень пристальное внимание к проектным данным, к расчетам его создателя.

Отличительной особенностью этого судна была его четкая конструктивность, основанная на точном расчете. Корчебников хорошо понимал, какую, нагрузку предстояло вынести судну, условия, при которых будут вестись такелажные работы и транспортировка, особенности водного пути и многое другое, имевшее в данном случае уникальный характер. Вполне разумным было решение не делать судно парусным, так как это значительно осложнило бы строительство. Проще всего было рассчитывать на дополнительные суда для его проводки, которые не надо было строить специально. Исходя из этих соображений Корчебников и осуществил свой проект, оправдавшийся в полной мере. Его судно не только отлично выдержало погрузку, перевозку и разгрузку огромного камня, оно, как мы увидим, еще несколько лет оставалось вполне пригодным для плавания.

Что же это было за судно? Его пропорции весьма приблизительно показаны на некоторых гравюрах, которые, однако, не дают о нем полного представления. Для восстановления его облика лучше всего использовать сохранившиеся точные сведения о его размерах в сочетании с гравюрным материалом.
В договоре со строителями указывалось, что судно должно быть «длиною по борту 189, 3/4, по днищу 186, 3/4, шириною без досок по борту 70, по днищу 68 вышиною от нижней кромки днища по борт 11 фут, которое с полным грузом сесть сможет в воду адштевень на 5, 5/6 ахторштевень на 6 фут». Таким образом, это было судно довольно своеобразных пропорций. Относительно небольшая его высота по сравнению с длиной и шириной составляла характерную особенность конструкции. Эта особенность способствовала его устойчивости и создавала удобные условия при такелажных работах. Своеобразные пропорции судна объяснялись и тем, что ему предстояло провезти груз по мелкой воде — глубина ее местами не превышала 11 футов.

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх