Центральный портик Казанского собора с шестью выдвинутыми вперед колоннами, поддерживающими треугольный фронтон, и купол, легко поднятый вверх на стройном цилиндрическом барабане, гармонично вливаются в общую торжественную композицию. Воронихин позаботился о том, чтобы верхний пояс колоннады «читался» как одно целое по всей его длине.
Антаблемент — завершающая часть колоннады, - будучи одинаковым по рисунку как в крыльях, так и в центре объединяет все части здания.
Горизонтальный пояс антаблемента как бы подводит взгляд зрителя к середине здания, и здесь горизонталь уступает место вертикали. Каждый элемент центральной, наиболее ответственной части всей композиции, подчеркивает стремление архитектурных форм вверх. Начинают это движение шесть колонн центрального портика; им ритмично вторят пилястры подкупольного барабана; четкие линии филенок на поверхности купола, продолжая это движение, сбегаются к самой вершине, собираются там в пучок волют-кронштейнов и наконец, словно вырываются в сияющую голубизну неба коротким золоченым шпилем, очень удачно заменившим традиционный крест. Устремленность здания кверху продиктована и общей компоновкой архитектурных масс. Со стороны Невского проспекта здание почти всегда воспринимается в сильном ракурсe: боковые пороки колоннады приближаются к зрителю, а купол отступает; все эти три «узла» композиции образуют в пространстве выразительную пирамиду.
Зодчий учел особенности зрительного восприятия здания, введя соответствующие поправки в построение барабана и купола. Вот почему на условной фронтальной проекции фасада собора купол выглядит более крупным и грузным, чем в действительности. Глядя на здание со стороны северного фасада, не устаешь поражаться гармоничной согласованности всех его частей, рождающей впечатление необыкновенной легкости постройки.
В. Лисовский