Установка статуи на пьедестале, несомненно, представляла большую сложность. Однако в данном случае Фельтен не столкнулся с чрезмерными трудностями, так как известно, что расчеты при отливке оказались столь точными и сама отливка была исполнена с таким мастерством, что всадник, установленный вертикально и еще никак не укрепленный, сохранял надежную устойчивость. Значит, речь может идти о чисто техническом, организационном руководстве установкой статуи. Надпись, которую, по словам Фельтена, необходимо было укрепить на скале, очевидно, была готова, отлита, так как в противном случае архитектор непременно оговорил бы необходимость отливки литер.
Ограда вокруг Медного всадника?
Что же касается мощения площади и исполнения ограды, то здесь, несомненно, роль Фельтена должна быть признана решающей, тем более что Фальконе был категорически против ограды: «Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, — писал художник. — Зачем сажать его в клетку?» После отъезда скульптора решено было памятник окружить пушками «из серого ладожского озера камня» с цепями. Таких пушек должно было быть 50 штук. Все это происходило в 1780 году. Тогда же купец Дмитрий Образцов устлал «панельным и ступенным камнем» по лекалу овал вокруг пьедестала. В следующем, 1781 году от серых пушек и медной цепи отказались и остановились на решетке, которая и была исполнена Стефаном Вебером. Этими работами руководил Фельтен.
Сейчас трудно судить о справедливости вознаграждения Фельтена за «понесенные им труды», однако по сравнению с самим Фальконе, который проявил большую умеренность в отношении требуемого гонорара, его претензии кажутся несколько чрезмерными. (Есть, правда, основания предполагать, что за этим прошением Фельтена скрываются и другие его счеты с Конторой, так как заключает он следующими словами: «если я достоин за долговременную мою службу какова уважения, то и за то сие награждение будет для меня последним возмездием»).
А. Каганович