Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Казанский собор

Замысел наружной колоннады Казанского собора

30.03.2011 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Замысел наружной колоннады Казанского собора постепенно созревал в воображении зодчего. Столь своеобразная композиция не могла родиться вдруг. Окончательному решению предшествовало, вероятно, немало эскизов, набросков, планов. Их мы, однако, не знаем. Но сохранились два чертежа — набросок перспективы и план собора, которые Г. Г. Гримм датирует 1800 годом и относит к варианту проекта, утвержденному Павлом I.

На перспективном рисунке здание собора предстает перед нами почти таким же, как и в натуре. В центре всей композиции— стройный шестиколонный портик, перекрытый треугольным фронтоном. Над портиком возвышается купол на цилиндрическом барабане, прорезанном прямоугольными окнами. Наружные колоннады, плавно изгибаясь, образуют перед зданием небольшую полукруглую площадь. «Разбег» колоннад «останавливается» их боковыми массивными портиками, решенными как сквозные проезды. На площади поставлен обелиск. У оснований колонн боковых портиков — скульптуры, поднятые на кубические пьедесталы.

Сравнение Казанского собора и собора Св. Петра в Риме

Итак, поиски завершены. Решение зафиксировано на бумаге. Композиция создана — но является ли она репликой, вариацией колоннады собора святого Петра? Сравним эти два произведения архитектуры. Там, в Риме, огромная по протяженности колоннада формирует перед западным фасадом храма две площади — одну, трапециевидную в плане, примыкающую непосредственно к зданию, а другую, эллиптическую, в отдалении от него. Крылья колоннады почти замыкают эту вторую площадь, оставляя в середине лишь относительно неширокий проход. Высота колонн значительно меньше высоты стен главного корпуса собора. Поэтому собор и колоннада существуют как бы отдельно друг от друга, между ними нет масштабной связи.

Воронихин поступает по-другому. Прежде всего он располагает наружную колоннаду со стороны северного фасада собора. Это противоречит канонам церкви, но зато отвечает сущности градостроительной задачи. Во-вторых, он не замыкает колоннами пространство, прилегающее к зданию, а широко раскрывает его навстречу улице, городу. В-третьих, он не расчленяет это пространство, а строит его цельным, слитным, цементируя таким образом всю композицию. И, наконец, в-четвертых, он органически связывает колоннаду и само здание единым масштабом и ритмом. В результате в композиции Воронихина остается только один формальный момент общий для Казанского собора и собора святого Петра это сам факт существования наружной колоннады. Все же остальное — от целого до деталей — совершенно самостоятельно и ново.

В. Лисовский

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх