Румянцевский, или Кагульский, обелиск сооружен в ознаменование победы русских войск над турками в Молдавии при реке Кагуле. На пьедестале установке бронзовая доска с надписью: «В память победы при реке Кагуле в Молдавии июля 21 дня 1770 года, под предводительством генерала графа Петра Румянцева Российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дунай турецкого визиря Галильбея с силою полторастатысячною».
Проект обелиска исполнил А. Ринальди. Кладка фундамента под обелиск началась в мае 1771 года. В сентябре того же года была сооружена гранитная площадка с двумя ступенями, а в декабре доставлены все части обелиска, собраны и установлены на подготовленном стилобате. Обелиск был окружен гранитными тумбами, соединенными железными цепями. При сооружении обелиска и его пьедестала использован мрамор трех сортов, различающихся по цвету и структуре.
Иглообразный четырехгранный обелиск и его пьедестал вытесаны из темно-серого мрамора, карниз пьедестала и профилированная часть цоколя — из светло-серого, почти белого, мрамора. Переход от обелиска к пьедесталу решен в виде параллелепипеда с гранеными рустами. Для этой части памятника использован красный тивдийский и темно-серый мрамор. Из розового и красного полированного гранита выполнено ступенчатое основание для всего монумента.
Кагульский обелиск не был украшен трофеями или атрибутами войны. Только лаконичный текст надписи раскрыл связь памятника с подвигами русских войск Обелиск воспет А. С. Пушкиным в «Воспоминаниях в Царском Селе» (1814 г.) в «Элегии» (1819 г.). Место для установки обелиска было выбрано на зеленом лугу, вблизи дворца. Среди рисунков, сделанных в Царском Селе архитектором Д. Кваренги, сохранилось изображение обелиска, возвышавшегося на открытом пространстве. В середине XIX века условия зрительного восприятия памятника изменили на лугу архитектор А. Ф. Видов распланировал Собственный садик с фонтавом и перголой. Ныне обелиск хорошо обозрим только со стороны пологого склона хо. спускающегося в сторону Концертного зала. Здесь вид парка сохранился почти без изменений с конца XVIII века.