К западному флигелю Монплезира пристроен вплотную так называемый Екатерининский корпус. Он выделяется в ансамбле Монплезира своей монументальностью. Главный фасад корпуса, обращенный к Монплезирскому саду, выделен треугольным фронтоном пилястрами коринфского ордера; углы здания также обработаны пилястрами стены завершены сложно профилированным карнизом. Фасады Екатерининского корпуса оживлены высокими двустворными окнами с барочными наличниками и полукружными сандриками на кронштейнах. На двух крыльцах были использованы для перил железные решетки, снятые с балконов палат Ф. М. Апраксина в С. В. Рагузинского в Петербурге при их разборке.
Наиболее интересны по декоративной отделке Передняя, Желтый зал, Павловская гостиная, Зеленая приемная, Синяя гостиная и Кабинет. Проект Екатерининского корпуса разработал Б. Ф. Растрелли. Строительство началось в 1747 году на месте, где находился небольшой огород, разбитый при Петре I. В следующем году здание было отстроено вчерне. В 1749–1755 годах корпус был расширен и его интерьеры декорированы.
Первоначальная отделка помещений Екатерининского корпуса была сравнительно небогатой; нижнюю часть стен закрывали гладкие дубовые панели, а верхнюю – штоф. Паркеты в зале и трех гостиных набраны из ценных пород дерева. Летом 1760 года Растрелли по распоряжению Елизаветы Петровны превратил один из покоев в «кухонку по присланному из Голландии чертежу».
В 1785–1786 годах Екатерининский корпус был заново отделан внутри в формах русского классицизма архитектором Д. Кваренги. В первой трети XIX века интерьеры неоднократно переделывались, о чем свидетельствуют открытые в Зеленой гостиной живописные медальоны с изображением масок — аллегорий времен года. В работах по отделке, вероятно, принял участие живописец-декоратор Д. Скотти. Росписи стен и падуг в Передней, Синей гостиной, Зеленой приемной и Спальне явственно несут печать его стилистических и технических приемов. В Екатерининском корпусе обычно устраивались парадные приемы, балы, маскарады.
В 1926 году Екатерининский корпус стал музеем, в котором экспонировались редкие образцы русского и западноевропейского прикладного искусства.
Во время оккупации фашистами Петергофа Екатерининский корпус был сожжен вместе с деревянным флигелем, пристроенным к нему в 1747 году вдоль берега. В 1952 г. были восстановлены фасады корпуса.