Император Павел I, находивший как известно, особенное удовольствие в отмене всех предприятий своей покойной матери, остановившии все начатые ею постройки и сменивший почти всех близких ей лиц, отнесся к Кваренги неожиданно милостиво и поручил ему ряд новых построек. Страстный любитель парадов и военных упражнений, император обратил особенное внимание на улучшение жизни столичных войск. Он строил много казарм не останавливаясь перед приспособлением под казармы даже дворцов своей матушки, как он по ступил с Таврическим и московским Екатерининским.
Одновременно с казармами он строил «экзерциргаузы», или, по-нынешнему манежи.
При нем построены в Петербурге Измайловский манеж, Кавалергардский и ряд других. Главный, бывший больше всех на виду, Конногвардейский, он поручил строить Кваренги, который и соорудил в 1800—1804 годах прекрасное здание, стоящее на Исаакиевской площади. Длинные стены Манежа отличаются суровой простотой и деловитостью, и только главный вход обработан в виде портика с лоджей. Украшенная чудесно нарисованными дорическими, римского типа колоннами, поддерживающими красиво кессонированный цилиндрический свод, эта лоджа принадлежит к числу самых очаровательных архитектурных кусков Петербурга. Здание украшают три фигуры, поставленные на фронтоне. Очень жаль, что нет статуй на постаментах перед Манежем, и еще досаднее, что на фронтоне во времена Кваренги не успели поместить проектированный им барельеф, взамен которого в середине XIX века сюда водрузили неудачную композицию Иенсена, столь не идущую к большому стилю здания.
И. Грабарь