Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках Адриан Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство 11.07.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Но одна из этих работ, создавшая ему громкую славу, покрывает собою все, что им было когда-либо сделано. Вот почему, говоря о Захарове, приходится говорить главным образом о здании санкт-петербургского Адмиралтейства — бессмертном создании его гения. В этом произведении вылились не только все лучшие идеи мастера, но в нем, как в фокусе, отразилась и вся архитектурная эпоха; изучая его, изучаешь александровский стиль. Вот почему Захарову должно быть отведено среди художников александровской эпохи одно из первых мест. Характерная для русских зодчих черта в разработке плана — чрезмерная растянутость его — отразилась и в плане Адмиралтейства. Однако не одно лишь желание окружить столь колоссальную площадь сплошной постройкой было причиной растянутости плана; можно было скомпоновать одно или несколько центральных больших зданий, заполнив оградой интервалы, но зодчий искал «шири» в композиции и дал впечатление какого-то могущества, простора и необъятности. К сожалению, вся площадь перед главным фасадом Адмиралтейства, еще более усиливавшая то впечатление, на которое рассчитывал автор, в настоящее время засажена садом. Площадь исчезла, красота и внушительность здания проиграна. Старая фотография Бианки, снятая в 1860-х годах, когда деревья еще не разрослись, дает представление о волшебной красоте всей этой архитектурной композиции. Несмотря на колоссальную длину фасада — 190 сажен,— Захаров так умело справился с композицией, что в нем нет ни скучности разбивки, ни досадных повторений. Он ввел три центра, из коих главный построен на ином совершенно приеме, нежели два других. Главный центр представляет из себя квадратное в плане сооружение, которое переходит в другой, меньший квадрат, окруженный с четырех сторон колоннадой, и венчается шпилем. Нижний квадрат обработан наподобие триумфальной арки, очень тяжелой и мощной архитектуры с карнизом дорического ордера, тяжелой арматурой и двумя славами, держащими перекрещивающиеся знамена. Впереди на двух пьедесталах две дивные скульптуры работы Ф. Щедрина, изображающие классических женщин, поддерживающих земной шар. Все дышит силой и суровым мужеством. Верхний квадрат, в контраст с нижним, облегчен ионической колоннадой с рядом статуй, легко переходящим в воздух и дающим вместе с небольшим сомкнутым золоченым куполом плавный переход к устремленному в небо золоченому же шпилю. Поистине изумительно богатство этой композиции, в которой сила мощных форм сочетается с нежнейшими переходами и гармонией изысканных пропорций. Два других симметричных центра построены на совершенно иных началах: насколько там Захаров не поскупился на богатство и пышность архитектурных форм, настолько здесь он заботится о спокойствии. Спокойный дорический портик о двенадцати колоннах, с двумя столь же спокойными крыльями о шести колоннах каждый, является основой композиции. Богатая скульптура, заполняющая фронтоны, не нарушая спокойствия, придает портикам величие, являясь единственным украшением этих боковых фасадов. Несмотря на кажущуюся бедность и скупость, нельзя упрекнуть композицию в сухости. Даже в тех частях, которые соединяют между собой три центра, совершенно однообразная разбивка окон отнюдь не кажется сухою. Богатой маской, живописной лепной арматурой и сочным наличником Захаров сумел придать и этим частям жизнь и прелесть. Искусным приемом, при помощи повторяющихся на все три стороны флигелей, переходит на боковые фасады, построенные по типу только что описанных боковых выступов главного фасада. И таким же приемом он переходит к фасадам на Неву. Эти очаровательные флигеля имеют центром такую же арку, как на главном фасаде, но более упрощенную, отчего она еще выигрывает. Квадратные в плане, флигеля эти венчаются круглым барабаном и круглыми же ступенями переходят в группу дельфинов, несущих штандарт. Логика, стройность и спокойная самоуверенность всей этой дивной композиции поразительны! Что касается пропорций в архитектуре Захарова, то в них не следует искать той строгости и законченности, которую мы видим в произведениях греков и римлян или хотя бы у Палладио. Это пропорции, свойственные главным образом русским зодчим,— те пропорции, неуловимые законы которых угаданы мастерами александровской эпохи. Как обширным дворцам, так и миниатюрным особнякам они придают уют, теплоту и очарование, отличающие русский классицизм от классицизма других стран. И. Грабарь
Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|